Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© Новая газета, 29.05.2000

Хек серебристый и Хам японский

Госкомрыболовства лоббирует интересы японских сейнеров и делегирует свои кадры в правительство России

Николай Дмитриев

Юрий Синельник. Фото с сайта ''Юрий Петрович Синельник - кандидат на должность губернатора Калининградской области''

       В минувшие выходные на Дальнем Востоке началась лососевая путина. Накануне сахалинские рыбаки уже предвкушали большой улов, который обернется живыми деньгами на зарплату, ремонт сейнеров, развитие рыбоводных заводов. Каково же было их изумление, когда, выйдя в море, они обнаружили, что все рыбные места, где традиционно работали российские суда, уже заняты японскими рыбаками! Конечно, в том, что японцы ведут промысел лосося в наших водах, нет ничего противозаконного: двусторонний протокол на выделение соответствующих квот был подписан Всеяпонской ассоциацией по ловле лосося и Госкомитетом РФ по рыболовству еще в апреле. Однако если в прежние годы при распределении районов промысла российские рыбаки пользовались преимуществом, то нынче ситуация поменялась. Японцы теперь чувствуют себя в нашей прибрежной экономической зоне полными хозяевами: их суда первыми пришли к местам лова, им дозволено даже вести промысел дорогостоящей нерки в заповедном районе Командорских островов.

       — С выходом в море мы опоздали из-за того, что при распределении квот на дрифтер нашим судам чиновники многократно перекраивали промысловый график, — досадуют рыбаки из Ассоциации рыбопромышленников Сахалина.

       Вообще-то, составление такого графика — прерогатива науки. На Сахалине этим испокон веку занимался САХНИРО. Но в этом году организацию лососевой путины взял на себя один-единственный человек по фамилии Хам. Официально Александр Васильевич Хам числится в должности консультанта председателя Государственного комитета РФ по рыболовству Юрия Петровича Синельника. При этом российский чиновник Хам почему-то является полноправным гражданином Японии — с самым настоящим японским паспортом, в котором иероглифами написана его короткая фамилия. А по данным дальневосточного РУОПа, тот же Хам имеет тесные связи с преступными авторитетами Сахалина.

       Нынешней весной председатель Госкомрыболовства возложил на Хама еще одну почетную обязанность — быть официальным наблюдателем на приемке в Японии сдаваемого российскими судами лосося. Согласно международному договору, наши сейнеры должны в этом году сдать восточным соседям несколько десятков тысяч тонн красной рыбы. Предполагается, что вырученная валюта пополнит госбюджет. Роль наблюдателя на рыбной сдаче-приемке переоценить трудно: поставленный на этот ответственный пост чиновник не должен дать уйти налево ни единому хвосту. Достаточно того, что в прошлом году при официальном товарообороте между Россией и Японией 200 млн долл. контрабанда рыбы в Страну восходящего солнца превысила 700 млн долл.!

       Однако как справляется со своими обязанностями чиновник Хам — судите сами. Уже через несколько дней после начала путины Всеяпонская ассоциация по ловле лосося забила тревогу: на выгрузке рыбы в японском порту замечено российское судно «Дункан», принадлежащее ЗАО «Сахпромфлот». Этой рыболовной фирме за многочисленные нарушения законодательства было отказано в выделении квот. Не помогло даже вмешательство на стороне нарушителей всесильного Хама. Но закон у нас, как известно, писан не для всех.

       А пока законопослушные японцы сигнализируют о фактах браконьерства российских судов, которых почему-то упорно не замечает официальный наблюдатель Хам, наши столичные чиновники инспектируют теплые моря в окружении секретарш. Как будто новоизбранный президент с его обещаниями «навести порядок» — пустое место. Например, председатель Госкомрыболовства Юрий Синельник, который на майские праздники, вместо того чтобы самолично проконтролировать готовность дальневосточников к началу путины, взял да и махнул на отдых с супругой. Почти в том же составе, только уже без жены, Юрий Петрович отправился на днях и на официальную встречу с главой рыбной промышленности Германии. Но если немецкий визит был запланирован в рабочем расписании Синельника, то португальский вояж председатель Госкомрыболовства предпринял экспромтом — по приглашению давнего друга, местного коммерсанта Мануэля Катарино.

       Друзьям Мануэлю и Юрию было за что выпить по чарке старого доброго порто: в нынешнем году Катарино были оптом проданы все квоты на вылов трески, которые Россия ежегодно предоставляет Норвегии. На последующей перепродаже этих квот предприимчивый Мануэль заработал ни много ни мало 1 млн 600 тыс. долл. Но это только начало. Недавно председатель Госкомрыболовства издал приказ о продаже рыбы, выловленной судами государственного унитарного предприятия «Севпромразведка», в Португалию. По закону же это научно-промысловое предприятие должно всю продукцию сдавать отечественным базам. По своему статусу «Севпромразведка» освобождена от налогов и отчислений в бюджет. Немудрено, что руководителем такого предприятия оказался одноклассник Юрия Петровича — Андрей Рыхлов. Первое, что сделал Рыхлов, — написал доверенность на знакомого португальца, которому поручается быть консультантом российского предприятия и вести все финансовые расчеты. Этого португальца звали (странное совпадение) Мануэль Катарино. А чтобы уловы были побольше, а доходы доверенных людей побогаче, председатель Госкомрыболовства без всякого согласования с погранслужбой увеличил флотилию «Севпромразведки» на три сейнера.

       С таким чиновным другом Мануэлю любое море по колено. Не случайно имя этого человека на российских рыболовных базах произносят почти с трепетом. Синьор Катарино, не смущаясь, диктует директорам баз свои условия «сотрудничества»: прибыль пополам! Один из руководителей, возмутившись таким откровенным рэкетом, ударил кулаком по столу и указал Мануэлю на дверь. Ответные действия последовали незамедлительно: к упертому директору неожиданно заявились с проверочкой сотрудники дальневосточного УЭП. На время следственных мероприятий работа на базе была приостановлена. Убытки исчислялись сотнями тысяч рублей. Конечно, в том, что визит правоохранительных органов последовал сразу после серьезного разговора с Катарино, может быть и простое совпадение. Однако рыбакам хорошо известно, что Юрий Петрович приказал отобрать сотовые телефоны и служебные автомобили у своих заместителей Сотникова и Чистякова. А отказавшийся выполнять идущие вразрез с законом распоряжения Синельника директор ГУП «Рыбнацресурсы» Андрей Тарасенко и вовсе был уволен без указания причины, с грубым нарушением КЗОТа.

       Серьезный конфликт возник у председателя Госкомрыболовства с губернатором Камчатской области. При распределении промысловых квот камчатский глава резко выступил против участия в путине фирмы «Полукс», которая неоднократно нарушала действующее законодательство. Однако вопреки принятому решению Юрий Синельник своим распоряжением передал нарушителям квоту на отлов 350 тонн синего краба, которая ранее была выделена научно-промысловому предприятию «Камчатнеро». Поговаривают, что здесь замешана большая политика: фирма «Полукс» принадлежит Интерпромбанку, зампрезидента которого Игорь Шувалов недавно был назначен руководителем аппарата правительства РФ. Не исключено, что с помощью крабов председатель Госкомрыболовства формирует благоприятный для себя «административный ресурс», при помощи которого Юрий Петрович планирует выиграть грядущие в октябре выборы губернатора Калининградской области.

 
Другие материалы раздела:
Или в губернаторы, или в тюрьму
Хек серебристый и Хам японский
Съесть рыбку и не сесть
Кожокин cъел рыбку Синельника

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru