Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Карманный КГБ Гусинского

© "Версия", 22.01.2002

Служба безопасности «Группы Мост» создала российский рынок компромата

Юлия Пелехова

Филипп Денисович Бобков стал первым из силовых руководителей такого уровня, перешедшим на службу в частную структуру

Об отношении к людям в «Мосте» в деловом мире также ходили легенды. Владимир Гусинский мог быть богатым и щедрым барином для своих «холопов», отправляя их на стажировку в Израиль и проводя специальные курсы экстремального вождения для шофёров. Мог позволить себе широкий жест, как личное вручение ключей от трёхкомнатной квартиры отличившемуся при задержании преступника охраннику.

Но при этом всех работников охранных структур, с их согласия, разумеется, проверяли при поступлении на работу на полиграфе — детекторе лжи. Они были предупреждены, что их телефоны могут периодически прослушиваться. А аналитиков, которые в силу профессиональной подготовки не могли по характеру заданий не догадываться о деловых интересах Гусинского, увольняли, как правило, просто, без объяснения причин. Такая ротация — также изобретение, впервые примененное именно в «Мосте».

Знающие люди утверждают, что следующим, после разборок с неугодными олигархами, объектом атаки государства будут всяческие полузаконные спецслужбы. А именно таковыми, по мнению правоохранительных органов, как раз и являются многочисленные структуры «служб безопасности», созданные крупнейшими банками, финансово-промышленными группами и холдингами. И дело тут не в ревности государевых работников к своим капиталистическим коллегам. Процесс централизации власти неизбежно приводит к вытеснению вот таких вот дублирующих функции государства структур. Те, как можно предположить, будут отчаянно сопротивляться. Грядут новые скандалы.

Такие, например, как скандал, разгоревшийся вокруг журналистов «Медиа-Моста», подробности личной, профессиональной и деловой жизни которых стали достоянием гласности благодаря «работе по ним» хозяйской спецслужбы. Но мы начинаем серию публикаций о новых спецслужбах с рассказа о службе безопасности «Моста» не только поэтому. Просто в этом направлении «Мост» и его глава Владимир Гусинский были одними из первопроходцев.

Филиал Пятого управления

Хотя Сергей Зверев официально занимался в "Мосте» работой с журналистами и связями с общественностью, возглавляемое им управление также относилось к системе службы безопасности

О прозорливости и мудрости Владимира Гусинского, пригласившего заботиться о своей безопасности бывшего зампреда КГБ СССР Филиппа Бобкова, сказано много. Ещё бы — заполучить в эти годы к себе на службу столь высокопоставленного государственного служаку означало просто подписать (и пусть только на некоторое время) договор о ненападении со стороны государства. Ведь работать против своего бывшего коллеги всегда было себе дороже.

Впрочем, о чём вы говорите? Какое государство? Какой КГБ? В начале 90-х всё это активно разваливалось. Надо было только не лениться и подбирать ставшее никому не нужным добро. Так, бывшие сотрудники «Моста» утверждают, что Филипп Денисович провел через службу безопасности «Моста» около 200 (!) своих бывших коллег по «пятёрке». А ведь это управление КГБ, «по защите конституционного строя», всегда располагало самыми профессиональными и грамотными аналитиками и оперативниками.

Так, сразу же за Бобковым к Русинскому пришёл и Валерий Воротников, также бывший начальник пятого управления. Из пятого управления вышел и Валерий Ширяев, особо отметившийся потом в скандале с журналистами НТВ. Александр Иванов был заместителем начальника «пятёрки». И это только те, кто уже попадал в поле зрения прессы.

Впрочем, газетчики называют и другую причину столь трепетного отношения Владимира Гусинского именно к «идеологическому» управлению. Так, утверждают, что он сам некоторое время подвизался в оном в качестве осведомителя под псевдонимом Денис. Можно понять, что желание стать работодателем для своих бывших мучителей и начальников было в таком случае непреодолимым.

А сколько ещё за штатом...

Разные источники по-разному оценивают количество работавших в системе безопасности «Моста» — от 70 (официально) до 300 человек, обслуживающих как непосредственно центральный офис, так и 28 отделений по Москве. «Это только те, кто значился в штате», - сообщил мне один из бывших сотрудников СБ. «А что, были и те, кто за штатом зарплату получал?»

Никто не умеет так многозначительно улыбаться, как бывшие (и действующие) сотрудники спецслужб.

К ноу-хау, впервые применённым Гусинским, стоит отнести и изобретённую им систему «противовеса» в службе безопасности. Таковым в «Мосте» была команда из МВД «Менты» подсиживали «чекистов» и стучали на них. И наоборот.

При этом доходило и до весьма серьёзных стычек. Однажды у порога своего дома был весьма серьёзно избит Юрий Болев, один из аналитиков «Моста». Некоторые приписывали этот случай подобному противостоянию, хотя другие говорили, что виной всему был чей-то слишком длинный язык.

Выходцем из системы МВД в структуре «Моста» был один из руководителей службы безопасности, Дмитрий Гарбарчук. В настоящее время он возглавляет одну из частных охранных структур. Деньги на её раскрутку ему дал, по некоторым сведениям, сам Русинский. Из МВД был и другой руководитель СБ — Александр Комаров.

Однако были функции, чётко закреплённые только за «ментами» или «чекистами». Так, всем техническим обеспечением работы службы занимались только бывшие сотрудники КГБ. Гусинский, и не безосновательно, доверял их профессионализму. Некоторые направления аналитической работы были также негласно закреплены только за выходцами из КГБ. А вот физическая охрана, оперативно-розыскная деятельность были вотчиной выходцев из МВД. После известного всем наезда на «Мост» руководителя службы безопасности Ельцина Александра Коржакова, в 1994 году, в дополнение к уже имеющемуся ЧОПу, который по договору обслуживал «Мост», была создана параллельная структура — на случай, если основную лишат лицензии.

Интересно, а по какому ведомству проходил бы авиаотряд, будь он создан? Ведь таковые задумки в наполеоновских планах Гусинского, похоже, были. В проекте нового здания «Моста» на Новом Арбате, для которого был уже выделен участок, значилась и вертолётная площадка на четыре посадочных места. По слухам, медиамагнату уже тогда надоели московские автомобильные пробки.

Четыре бутылки для источника

О материальном обеспечении службы безопасности «Группы Мост» в Москве ходили легенды. И о сумасшедших зарплатах, и о технике, о средствах, выделявшихся на приобретение информации.

«Да, на что наш босс действительно денег не жалел — это на технику, — рассказывал мне один из «мостовских» спецов. — Всегда лично этим интересовался. Причём старался приобретать самые последние разработки. Мы ему в каталоге показываем, и он тут же дает команду — купить и привезти. Ни у кого в Москве, даже у ФАПСИ, такого ещё нет, а мы осваиваем».

«Какую технику закупали?» - поинтересовалась я. «Ну, всякие навороченные цифровые диктофоны, их всегда открыто клали на стол на любых переговорах». - «Ага, знаем, и на интервью тоже». - «Потом, всякие устройства для обнаружения «жучков». Сканеры скрытой записи».

«А подслушивающие устройства?» — «Ну, я этим не занимался».

Как же. Занимались, видимо, другие. Вот по Москве давно уже ходит некая база данных службы безопасности «Моста», в которой предлагаются расшифровки записи подслушивания разговоров и наблюдения за многими известными персонами. Ну ещё бы, техника-то была самая совершенная.

«Он нас всегда спрашивал: вы уверены, что меня никто не слушает? Вот есть сведения, что произошла утечка информации. Начинаем проверять — оказывается, что информация ушла из-за болтливости самих руководителей, а не по техническим каналам».

К техническим достижениям службы безопасности «Моста» стоит, наверное, отнести ещё и то, что «постельных» записей руководства «Моста» на рынке просто не могло появиться. И вовсе не по причине исключительной семейной привязанности Владимира Гусинского. Просто — и это была также впервые заведённая практика - перед какими-либо встречами, переговорами на стороне помещение тщательно проверялось на предмет записывающей аудио- и видеоаппаратуры. И бывали случаи, когда встреча переносилась в другое место.

Не жалели в «Мосте» денег и на покупку информации. А также на поощрение особо успешных её поставщиков. Так, сотрудник с окладом в 500 долларов (а это, как помните, в 1995 году были вполне хорошие деньги) мог получить за какую-либо информацию или справку премию в три тысячи долларов. Для этого в распоряжении руководителей подразделений был особый премиальный фонд, который вместе с расходами на оперативную деятельность мог достигать 50 тысяч долларов ежемесячно. «Правда, до нас эти деньги почти не доходили», — пожаловался в разговоре со мной бывший оперативник.

Самое забавное, что при таких размахах руководителей безопасности вдруг начинала, что называется, «душить жаба» в самых невероятных моментах. Так, действовало и такое правило: количество бутылок спиртного, которое оперативник мог израсходовать на встречу с «источником», ограничивалось четырьмя в месяц. Продолжение антиалкогольной кампании?

На рынке все справки серы

Но самое замечательное достижение службы безопасности «Моста» - это начало формирования рынка компромата и «дезы». Сейчас можно с уверенностью утверждать, что весь этот так называемый «серый» информационный рынок начинался с «мостовской» аналитики. Наверное, каждому сотруднику информационного подразделения какой-либо крупной структуры приходилось сталкиваться с циркулирующими на этом рынке в изобилии справками с грифом «конфиденциально», «совершенно секретно», «только для служебного пользования».

Утверждают, что первыми их начали сочинять в «Мосте». Хотя, наверное, истоки такого творчества восходят к аналитическим запискам в КГБ. Ну да, школа-то одна. Но в «Мосте» впервые додумались, что такую «аналитику» можно использовать не для информации, а для дезинформации. Причём хорошо поданной.

«Я обычно сочинял эти справки по такому принципу, — делился со мной как-то один из штатных писак. — Семьдесят на тридцать. То есть семьдесят процентов информации правдивой, а остальное — лажа. Но грамотно поданная. А иной раз просто берешь чужую справку, дописываешь и выпускаешь на рынок». При этом произведения «Моста» стали в результате весьма узнаваемыми — из-за весьма характерного шрифта и, самое главное, стиля.

Сбор информации в «Мосте» шёл по трём десяткам направлений. Причём некоторые из них можно было объяснить не столько деловыми интересами, сколько блажью руководства. Как, например, по воспоминаниям одного из сотрудников, работа по «Олби» и банку «Национальный кредит». Деловых пересечений там замечено не было, но не нравился Гусинскому, очевидно, Олег Бойко, и все!

А ведь кое-кто из структуры безопасности «Моста» сейчас работает в администрации президента. Можно только порадоваться за тамошнюю аналитику. [...]

 

Другие материалы раздела:
Карманный КГБ Гусинского
КГБшный консалтинг
Бобков- борец с сионизмом
Шпионаж СБ "Моста" за "ТВЦ"
Гусинский- агент КГБ "Денис"
КГБ на службе у Гусинского
"Секретные материалы" Гуся

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru