Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Элкапони стал жертвой своих непомерных и ничем необоснованных политических амбиций

Оригинал этого материала
© "Виртуальный монитор", 12.03.2002

О бедном пройдохе замолвите слово или, как простой Ордубадский крестьянин запутался в хитросплетениях большой политики

Мовсун Мамедов, корреспондент ИД "Коммерсант"

Фото: ДМИТРИЙ ЛЕБЕДЕВ

Френк Элкапони

В Главном следственном управлении Москвы завершено расследование уголовного дела в отношении владельца торгового холдинга "Интер-Север" Френка Элкапони. 18-го декабря в Головинском межмуниципальном суде Москвы начинается процесс, в котором Элкапони будут предъявлены обвинения в "хранении и распространении наркотиков". Впрочем, сам бизнесмен считает, что "все это - провокация, и он просто стал жертвой произвола". 

Элкапони - предмет особого интереса для азербайджанской публики. После ареста Элкапони в июне на страницах бакинских СМИ его называли чуть ли не "жертвой антиазербайджанских настроений, царящих в московской милиции, а заодно и всесильной армянской диаспоры". Однако, как выяснилось, Элкапони, который считался азербайджанским политиком, общественным деятелем и меценатом, в Москве известен больше, чем в Баку. 

Меняем вора на врага… 

Фигура Фрэнка Элкапони - окутана довольно густой завесой тьмы как в Баку, так и в Москве. Известно, что молодой Физули из деревни Десте Ордубадского района Азербайджана появился в Москве в начале 80-х годов. В самом начале занимался мелкой торговлей на северо-западной окраине Москвы, на колхозном рынке в районе станции метро "Речной вокзал". Кстати, именно с этим рынком и связана дальнейшая судьба Мамедова-Элкапони. 

История знакомства героя с семьей Гейдара Алиева также неясна. По некоторым данным, которые исходят из его окружения, именно на рынке и Физули познакомился с сыном Гейдара Алиева Ильхамом, который вышел на рынок за продуктами. После этого семья тогда еще отставного секретаря ЦК КПСС была избавлена от хождений на рынок - "базарлыг" делал Физули, который вообще превратился в "мальчика на побегушках" у членов семьи Алиевых. Но дальше порога в дом его не пускали. 

Но это версия при более тщательном рассмотрении не кажется достаточно убедительной. Положение Гейдара Алиева в конце 80-х ни для кого не является секретом. Известно, что тогда будущий президент Азербайджана, изгнанный из ЦК, ждал почти неминуемого "устранения". На него готовилось уголовное дело, а, как известно из славной истории СССР, с птичками полета Алиева разбирались особо, как это случилось с бывшим первым секретарем белорусского ЦК КП Машеровым - его машина просто попала в аварию. Ну не мог Гейдар Алиев, всегда отличавшиеся острым аналитическим умом и осторожностью, подпускать к себе близко случайного знакомого с рынка и тем более принимать от него продукты. 

Тем не менее, с начала 90-х годов дела Физули пошли в гору. Его недоброжелатели утверждают, что именно тогда Элкапони "снюхался" с наркоторговцами. Как бы там не было, уже к 1992 году его можно было бы считать состоятельным человеком. По крайней мере, в его окружении утверждают, именно в 1992 году во время наездов на Алиева со стороны представителей Народного Фронта Азербайджана, когда тогдашний министр внутренних дел Искендер Гамидов клялся в парламенте "лично пустить пулю в лоб Алиеву", Элкапони, будучи уже директором родного рынка, предложил будущему президенту услуги своей службы безопасности. Но Гейдар Алиев отказался, заявив что, "его охраняет народ". 

После этого, в течение последующих пяти лет, о Физули в Азербайджане было слышно очень мало. С возвращением Алиева к власти он несколько раз появляется довольно картинно (облаченный в военную форму) в подразделениях азербайджанской армии, раздавая продукты и одежду. При этом, по некоторым данным, в 1993-1996 гг. на деловых встречах в Москве Элкапони представлялся племянником Гейдара Алиева. 

В 1995 году Физули Мамедов превращается в Френка Элкапони. По официальной версии - женившись на итальянке и взяв ее фамилию. По неофициальной - наркоторговец Элкапони не скрывал своего восхищение героем 30-хх годов Аль Капоне и просто взял схожую фамилию. По крайней мере, источник в окружении Элкапони в неофициальной беседе с корреспондентом "Зеркала" сообщил, что бизнесмен "обошел практически все брачные агентства Италии в поисках невесты со схожей фамилией". Если это правда, то одна версия другую не опровергает. 

Впрочем, в окружении Элкапони рассказывают и более интересные, и на первый взгляд, даже неправдоподобные истории. Так, согласно одной из них, в 1997 году Элкапони объявился в Баку. На встречах с близкими людьми он рассказывал, что "пришел с 1,5 миллионами долларов, чтобы выручить из баиловской тюрьмы известного авторитета по имени Хикмет". Деньги, которые были взяты из воровского "общака" в Москве, судя по этому рассказу, были предложены тогдашнему генеральному прокурору Эльдару Гасанову. Но тот отказался, сказав, что "менлик дейил", одновременно указывая на портрет Гейдара Алиева. Тогда Элкапони отправился к Ильхаму Алиеву, и оттуда вышел с ответом - Хикмет в обмен на Аяза Муталибова, Рагима Казиева и Сурета Гусейнова. Элкапони вернулся в Москву, устроил передачу Баку Гусейнова и Казиева. 

Это история слишком грязная, чтобы в нее поверить - выходит, что правящая в Азербайджане семья договаривается с ворами. И мы не беремся утверждать, что это - чистая правда. Тем более, как известно, Сурета Гусейнова сдали не просто "менты" - его брали на ведомственной даче ГРУ России. Но есть несколько обстоятельств, которые отчасти подтверждают некоторые моменты. Во-первых, налицо временное совпадение и четкая логическая цепь событий. Во-вторых, как известно, с приходом к власти Гейдара Алиева несколько крупных воров в законе были посажены по личному указу главы государства. Да и известный московский журналист -международник Зураб Тодуа в своей книге "Азербайджанский пасьянс" прямо пишет что "Сурета Гусейнова азербайджанские власти купили за 500 тыс. долларов, а на Муталибова, за которого просили миллион, не хватило денег". Но по другой версии деньги были не причем - Муталибов по запросу из Баку тогда был задержан московской милицией и неделю провел в изоляторе. Просто Государственная Дума России вмешалась некстати - после известий о свободной продаже московской милицией политических эмигрантов, российские парламентарии приняли специальное постановление о запрете выдачи последнего политэмигранта, первого президента Азербайджана Аяза Муталибова. Муталибова пришлось срочно освободить. 

Тем не менее, Хикмета освободили, и Элкапони сам отвез его в Москву. Именно эта взаимовыгодная сделка, по словам московского источника, и скрепила дружбу между с влиятельными кругами Баку и Элкапони. Так, в 1998 году состоялось "Кызылагаджская гулянка". Тогда, в известном заповеднике вблизи Ленкорани, Элкапони в течение недели, развлекаясь охотой с двумя очень известными в Азербайджане людьми, решил ряд вопросов, с которыми и связана вся дальнейшая его судьба. 

Долг платежом красен

Стороны ударили по рукам сразу по двум вопросам. Во-первых, Элкапони становится торговым представителем Азербайджана в России. Во-вторых, было достигнуто соглашение о совместном строительстве торгового комплекса на месте обители Элкапони - того самого колхозного рынка на Речном вокзале. Согласно достигнутой сторонами договоренности, строительство финансировалось из Баку, а Элкапони становился своеобразным управляющим комплекса. Для строительных работ Элкапони выдали 10 миллионов долларов. При этом он получал 50 процентов акций нового комплекса. После этого Элькапони создает в Баку свою партию -Народно-Патриотический Союз "Азербайджан - ХХI век". 

Стоит отметить, что до этого у Элкапони довольно плодотворно развивалось сотрудничество и с послом Азербайджана в России Рамизом Ризаевым. В частности, по предложению посла, Элкапони отремонтировал азербайджанский культурный центр на Гоголевском бульваре. Взамен ему обещали в здании место для офиса. Ремонт завершился, но не успели сотрудники Элкапони отпраздновать новоселье, как их оттуда выкинули, вызванные посольством ОМОНновцы. Судя по всему, послу, который считает кадровые вопросы связанные с Москвой своей прерогативой, не понравилось, что вопрос о торгпредстве решили в обход него. Близость с главой администрации президента Рамизом Мехтиевым позволяют послу быть решительным в отстаивании своей позиции. 

Именно с осени 1998 года и разворачивается информационная война между послом и Элкапони на страницах московских и бакинских СМИ. И немало московских журналистов довольно круто "подзаработали" на этой войне. 

Но Элкапони, почувствовав себя "кинутым" (торгпредом его так и не назначили), и решил "дать сдачи". Завершив строительство, которое, кстати, обошлось в 6 миллионов долларов (остальные четыре были просто "оприходованы"), он все акции комплекса записал на свое имя. 

После этого Элкапони попросили "больше в Баку на приличные глаза не попадаться". С улиц азербайджанской столицы убрали все рекламные плакаты учережденного Элкапони "благотворительного некоммерческого Фонда Френка", а Минюст отказал в регистрации его партии. 

Но Элкапони не унимался. "Фонд Френка" приступает к благотворительным акциям в лагерях беженцев, газета Элькапони "Азербайджан - ХХI век" рассказывает о двух отцах азербайджанского народа - Гейдаре Алиеве и Френке Элкапони (при этом их фотографии неизменно появляются рядом на первой полосе газеты), а сам Элкапони готовится к проведению всемирного съезда азербайджанцев. С этой идеей он в октябре прошлого года и появляется в Баку. Но получает "от ворот - поворот". Разозлившись, Элкапони предлагает через журналиста одного из московских изданий сотрудничество Муталибову, которого четыре года назад собирался "сдать" на растерзание Г.Алиеву, и собирается посвятить ему специальный выпуск своей газеты. Но тот отвечает отказом. Элкапони пытается встретиться с Муталибовым вторично, посылает на этот раз к нему напрямую своего посыльного Аббаса Талыбова. Но его в офис Фонда "За Прогресс Азербайджана", президентом которого является Муталибов, даже не пускают. 

Элкапони затевает новую авантюру - он планирует устроить торжественный прием российскому президенту Путину во время его визита в январе этого года в Баку. Но его людей, собравшихся перед российским посольством в Баку для приветствования Путина, разгоняет бакинская полиция, а российский посол Николай Рябов отказывается принять Элкапони. 

Элкапони даже не осознавал, что он стремительно лезет в петлю. В марте этого года в гостинице "Измайловская" он проводит всероссийский съезд азербайджанцев, который заканчивается провалом - диаспора это мероприятие игнорирует. 

Но последней каплей в чаше терпения бакинских чиновников становится его последняя выходка со сколачиванием "нахичеванской коалиции". В мае он предлагает сотрудничество экс-спикеру Расулу Гулиеву, и даже в качестве первого шага устраивает перед посольством Азербайджана пикет "в защиту нарушенных прав" лидера Демократической партии. Но Гулиев к инициативе Элкапони отнёсся холодно. Зато в Баку его "политические эскапады" окончательно выводят власти из себя - там решают что "Физули уже всех за…л". 

Четвёртого июня группа сотрудников УБНОН (управление по борьбе незаконным оборотом наркотиков) ГУВД Москвы во дворе его дома скручивает руки Элкапони и его восьмерым охранникам. У Элкапони под пиджаком находят 497 гр. чистого героина. Во время обыска в его доме в ванной, на раковине находят еще 503 гр. тех же наркотиков "благородного качества". 

Кто же он, этот Элкапони?

Сразу после ареста из Баку в Москву сыплются телеграммы и заявления в защиту Элкапони. В его защиту высказываются практически все правозащитники Азербайджана, а также председатель Партии Гражданской Солидарности Сабир Рустамханлы и представители Исламской партии. Главный стержень всех выступлений - Элкапони наш, его "бьют московские империалисты и расисты вместе с армянами". 

Элкапони продолжает действовать в разных направлениях для своего спасения. Он обращается к оппозиции. Аяз Муталибов отказывается принять его посланника. 

Элкапони бросается в другую крайность - в августе прошлого года в "Независимой газете" появляется статья под заголовком "Обреченный на власть". Автор материала Андрей Иванов, рассказывая об грандиозных успехах, достигнутых Азербайджаном под руководством Гейдара Алиева, обосновывает желательность передачи власти по наследству "прекрасным генам", которыми наделила природа род Алиевых. 

Следует отметить, что автор материала - Андрей Иванов, является вице-президентом благотворительного некоммерческого "Фонда Френка". И публикация материала обошлась Элкапони в 7 тыс. долларов. 

Прежде чем продолжить тему - несколько ньюансов. У азербайджанского патриота Элкапони очень мало сотрудников азербайджанцев. Причем, сотрудники - азербайджанцы и русские, выполняя практически одну и ту же работу, получают разные зарплаты, причем, разница в пользу "лиц славянской национальности". Элкапони, судя по рассказам своих же сотрудников, просивших по понятным причинам не называть их имен, предлагал работавшим у него азербайджанцам при выборе невесты отдать предпочтение русским девушкам. "Вы же интеллигентные люди, зачем вам азербайджанки"? Сам он, кстати, на своей сожительнице Татьяне Герасимовой так и не женился, хотя имеет от нее 10-летную дочь. 

Сотрудники офиса, русские по национальности, также не скрывают своего презрения к нему. Один из них, в беседе с корреспондентом "Зеркала", рассказал такую историю. "Он однажды сам мне сказал, что ненавидит Азербайджан, его народ, музыку. Ты понимаешь, человек, который так высказывается о своей Родине, для меня просто перестает быть человеком". 

По существу, Элкапони стал жертвой своих непомерных и ничем необоснованных политических амбиций и мелкокрестьянской жадности. Имея колоссальные доходы - только с аренды помещений в торговом комплексе "Интер - Север" он имеет около 350 тыс. долларов в месяц, - может при случае "кинуть" своих партнеров на 200-300 долларов. Жертвами подобных выходок несколько раз оказывались и московские журналисты. Поэтому, несмотря на то, что последнее дело о наркотиках, по существу, шито белыми нитками, за него практически никто не заступился. 

В беседе с автором этих строк один из сотрудников Элкапони сказал следующее: "Ты знаешь, вообще-то, здесь практически зараза сидит на заразе". Наверное, Иванов в своем материале, говоря о генах, которые передаются по наследству имел ввиду семью Элкапони. Как отмечалось выше, дело Элкапони очень похоже на "заказуху", и в любом нормальном суде адвокату ничего не стоит развалить это его. Однако, в окружении Элкапони утверждают, что два брата Френка - Фиридун (Федя) и Хашим (Руслан) договорились с адвокатами Элкапони … об искусственном затягивании следственного и судебного процессов. 

Дело в том что, пока Френк находится в заключении, его хозяйством заправляют братья. Один из них уже купил себе в Москве квартиру, а другой - шестисотый "Мерседес"… Согласно уголовным "поняткам", "кинуть" человека, который уже "сидит" - это беспредел. Элкапони собственноручно создал систему, которая считается "гнилой" даже по его уголовным "поняткам". Жертвой подобной же системы, только еще более изощренной, и пал наш авантюрный герой. 

 
Другие материалы раздела:
О бедном пройдохе Элкапони
Элкапони против всех
Оправдание Элкапони

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru