Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

"На зоне не загнется. Он всегда в авторитете будет"

Оригинал этого материала
© "Газета", 28.07.2003, Фото: "Коммерсант"

10 лет Юрию Буданову

Подавляющее большинство россиян, как показывают социологические опросы, были уверены в том, что полковника Юрия Буданова, суд над которым длился более трех лет, следует оправдать. Поэтому приговор Северо-Кавказского военного суда - 10 лет лишения свободы, лишение воинского звания и ордена Мужества - выглядит сенсационно. Он признан виновным в убийстве 18-летней чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, которую считал снайпером, убивавшим российских солдат. Ни родственники Кунгаевой, ни ее адвокат на оглашение приговора не пришли. Из зала суда - репортаж специального корреспондента ГАЗЕТЫ Аркадия Южного. 

Националисты пришли поддержать Буданова 

Толпа у ворот здания Северо-Кавказского окружного военного суда собралась еще за полтора часа до решающего заседания. Помимо журналистов явилась и весьма внушительная группа поддержки - ростовские пенсионеры и подростки от 12 до 18 лет, члены местного отделения РНЕ. Они держали плакатами с лозунгами 'Свободу русскому офицеру!', 'Юра, мы с тобой!'. Впрочем, Буданов ничего этого так и не увидел. Появившийся вскоре судебный пристав охладил пыл манифестантов. Оказывается, Буданов давно уже находится в зале суда. 

Чтение приговора началось в полдень и продолжалось два часа. Судья Владимир Букреев заметно волновался и в середине даже объявил 20-минутный перерыв. 

Места Висы Кунгаева и Розы Башаевой, родителей Эльзы, пустовали. Отсутствовал и их адвокат Абдулла Хамзаев. Похоже, они просто опасались местных националистов и сочувствующих Буданову ростовчан. 

Родителям возместят стоимость одежды убитой дочери

Полковник Юрий Буданов был признан виновным по всем статьям УК РФ, предъявленным ему обвинением: убийство, связанное с похищением; похищение человека; превышение должностных полномочий, связанное с применением насилия и причинением тяжких последствий. По совокупности полковник получил 10 лет колонии. Кроме того, у него отобрали орден Мужества и лишили возможности в течение трех лет после освобождения занимать руководящие посты. 

Стоимость одежды девушки, а также около ста рублей за тот самый плед, в который заворачивали Эльзу при похищении и в котором ее тайно захоронили, будут возмещены родителям. 

Странно прозвучало решение о возврате в часть саперной лопатки, с помощью черенка которой один из подчиненных Буданова надругался над трупом. 

Подсудимый воспринял приговор спокойно, так же держались его жена Светлана и сестра Елена. Прокурор Владимир Милованов посчитал, что 'приговор является объективным, а мера наказания - соответствующей тяжести совершенного им деяния'. Выйдя к журналистам, он произнес лишь эту короткую фразу и тут же скрылся во дворе суда, провожаемый криками пенсионеров: 'Позорники! Предатели России! Ничего, мы с вас еще за все спросим!' Одна из старушек-пикетчиц выбросила на газон приготовленный для Буданова букет гвоздик. 

В Ростове начался сбор подписей под посланием президенту РФ с просьбой о помиловании Юрия Буданова. По словам руководства местного отделения РНЕ (инициатора этого мероприятия), под посланием уже подписались около пяти тысяч человек. 

Полностью вменяем 

Напомним, что это не первый приговор, вынесенный Юрию Буданову. Буквально за несколько часов до минувшего Нового года другой состав Северо-Кавказского военного суда признал полковника невменяемым в момент совершения преступления и направил на принудительное лечение. В пользу такого решения говорило практически единодушное мнение экспертов-психиатров (среди которых были специалисты института им. Сербского). Подельник и заместитель Буданова подполковник Иван Федоров был приговорен к трем годам лишения свободы за превышение должностных полномочий, но амнистирован в честь годовщины Победы. 

Прокуратура сразу же опротестовала приговор, вынесенный Буданову, и дело вернулось на новое рассмотрение. 

Характерно, что на втором процессе новые специалисты-психиатры признали 'несостоятельными' выводы прежних психолого-психиатрических экспертиз. Полковник был признан здоровым человеком, а следовательно, способным нести ответственность в полном объеме. 

В решении суда особое внимание акцентировано на том, что в ходе предварительного следствия обвиняемый в первоначальных показаниях подробно и детально описывал то, как именно он душил Эльзу Кунгаеву, как лично удостоверился, что она мертва. Все это, по мнению суда, исключает версию о невменяемости Буданова. 

Трудно сказать, какое решение примут кассационные инстанции, особенно после серии громких терактов боевиков. Защита Буданова надеется на пересмотр приговора. 'Приговор является незаконным и несправедливым, - заявил адвокат Алексей Дулимов. - Мы будем его обжаловать обязательно. Буданов необоснованно признан виновным. Это совершенно очевидно. Судом не принято во внимание то, что мой подзащитный действовал в состоянии крайней необходимости и имел право на оправданный риск. Мера наказания, которая назначена Буданову, является неоправданно жестокой'. 

***

© "Коммерсант", 26.07.2003

"Он всегда в авторитете будет". Националисты проводили полковника Юрия Буданова в колонию

Ольга Алленова

дело Буданова 

Вчера Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил полковника Юрия Буданова к десяти годам заключения за похищение и убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Осужденный встретил это известие с завидным спокойствием, а его сторонники – со слезами на глазах и гневными криками. Репортаж из Ростова-на-Дону Ольги Алленовой. 

За два часа до начала процесса перед зданием суда собрались активисты региональной организации "Русского национального единства" (РНЕ) в черных рубашках и со свастикой на рукавах. Пришел старый полковник в форме образца 50-х, пожилая женщина с букетом ярких цветов и еще одна – с плакатом, на котором было нацарапано: "Буданов – это Россия. Не судите Россию!". Позже выяснилось, что эта поддержка только с виду незначительная. 

Проехал автозак с подсудимым, следом в ворота вошел защитник Алексей Дулимов, прослывший среди журналистов самым неразговорчивым ростовским адвокатом. 

– Свободу Буданову! – крикнули чернорубашечники, но как-то быстро замолчали. Наверное, потому, что им очень хотелось попасть на процесс и ссориться с приставами не имело смысла. 

– В последнее время все перерывы в заседаниях судья бегал к телефону и только после этого выходил с готовым решением,– делились секретами местные журналисты. 

– А я вчера пытаюсь дозвониться Букрееву (председательствующему на суде.–Ъ), чтобы получить разрешение на съемку,– рассказывает фотокорреспондент ИТАР-ТАСС Владимир Матыцын,– а секретарь мне говорит: "Судье запрещено разговаривать по телефону, он вообще весь день провел в совещательной комнате". 

Тут все стали спорить, сколько дадут подсудимому. 

– Лет семь за убийство дадут,– предположил кто-то,– статью за похищение снимут. Он же был уверен, что девчонка – снайпер. И в штабном журнале есть запись о том, что задержанный чеченец показал на дом Кунгаевых как на место, где живет снайпер. Ну вот, а из семи он уже три отсидел, а там через годик-полтора досрочно за хорошее поведение освободят. 

На том и сошлись. В том, что приговор будет обвинительным, не сомневался никто, даже чернорубашечники. 

– По закону он, может, и совершил преступление,– сказал заместитель руководителя ростовской организации РНЕ Сергей Мочалов.– Конечно, какой-то срок ему дадут, но чисто символический. Ведь он русский офицер, он герой! Он в условиях войны принял единственно верное решение. Он должен был уничтожить снайпера, который убивал его солдат. Это война, а на войне не бывает справедливости. 

– Разве это оправдывает преступление? – спросила я у националиста. 

– Оправдывает еще как! Чеченцы сами виноваты. Русских из Чечни выгнали. В Буденновск поперли, к беременным женщинам. Вот и пожинают. 

– Но в Буденновске были бандиты, а не все чеченцы. 

– А знаешь, что Буданов нам говорит? Что когда шла война, они все были бандитами. 

– А вы общались с Будановым? К нему ведь никого не пускают. 

Националист улыбнулся и поманил рукой невысокого крепкого парня: 

– Вот это Андрей Солодовников, он недавно носил Буданову передачу и разговаривал с ним. 

Я спросила у Андрея, как его пустили к полковнику, но парень посмотрел на меня как на сумасшедшую. 

– Нас бы и не пустили?! – удивленно сказал он.– Да мы же сила. Нас неформально везде пускают. Уважают потому что. 

– Вообще-то Буданов очень подавлен,– продолжает Андрей.– Он считает, что руководство его сдало. И за семью переживает. И вообще не совсем здоров он. Он иногда говорит: "Я все осознаю, но, может, все сделал правильно". А в другой раз молчит или признает, что не прав был. Короче, мужик он что надо. Таких бы нам побольше. 

За полчаса до начала процесса журналистов стали проверять металлоискателем и пропускать внутрь. Причем выяснилось, что прибывших накануне московских репортеров на процесс не пустят. 

– Вы что, с ума сошли? – сказал старший пристав.– Это же серьезное дело! Пускаем только тех, кто был с самого начала аккредитован. 

Зато неаккредитованных чернорубашечников пустили. Пристав велел тем поснимать с рукавов свастику, а вслед за ними пустил и пожилых женщин, кричавших про свободу Буданова. После этого действительно стоило задуматься об особенном авторитете РНЕ в Ростовской области. 

– Там в зале сидит главный боксер, ну то есть бандит наш,– рассказали мне местные.– Есть у нас такая федерация бокса и борьбы, под ними ростовский авторынок и много крупных предпринимателей. Боксеры за Буданова выступают. Передачи ему носят, семье помогают. Вот если джип черный увидишь, это они пришлют за сестрой и женой Буданова. В общем, если Буданов и пойдет по этапу, то на зоне не загнется. За ним эта поддержка и дальше пойдет. Он всегда в авторитете будет. 

В половине двенадцатого, не дождавшись потерпевших и адвоката Хамзаева, судья Букреев начал читать приговор. Вопросом, почему не приехали представители потерпевшей стороны, никто не задавался: было понятно, что причина тому – активисты в черных рубашках. Ходят слухи, что один из прежних адвокатов Кунгаевых, Станислав Маркелов, оставил дело после встречи с представителями РНЕ. Сами активисты этого и не отрицают. 

– Мы ему, адвокату этому, сказали: "Если бы Буданова пошел чечен защищать, то этого чечена давно бы свои грохнули,– говорит мне приземистый мужичок со сломанными ушами.– А ты ведь русский мужик, какого хрена туда лезешь?" Ну а потом с ним водки выпили, сфотографировались, и он уехал. Я слышал, что Хамзаев его сам после этого и попросил. Так и сказал: "Ты с фашистами связался". 

Моего собеседника зовут Юра, он – руководитель ростовских национал-социалистов. Сломанные уши – результат профессиональной деятельности, Юра – тренер по греко-римской борьбе. 

– Я вообще из братвы,– тихо и с гордостью признается он.– Накалюжный моя фамилия. Слыхала? Ну ничего, услышишь еще. Мы вообще по беспределу не работаем, это чтоб ты знала. Бьем только тех, кто достает. А те, кого защищаем, башляют нам в добровольно-принудительном порядке. Ну чего тебе говорить, сама по Москве знаешь. А Буданова мы в обиду не дадим. Когда все началось, я говорю: "Нашего мужика бьют". Взяли штандарт, собрали 200 ребят и сюда. 

В это время после полутора часов чтения приговора объявили перерыв. Аккредитованные журналисты вышли на улицу. 

– Долго читает,– пожаловались они.– Все перечисляет подробно. А главное – признал Буданова вменяемым. Причем во внимание взяли заключение экспертов Минобороны, хотя на последней экспертизе мнения разделились пополам. Так что, наверное, осудит. 

– Буданов ведет себя правильнее, чем за последние два месяца,– рассказали вышедшие из зала чернорубашечники.– На нем всегда была черная майка с волком на спине, а сейчас он ее сменил на джинсовку. А волк – это же его символ! 

– Вообще-то волк – это символ Ичкерии,– поправила я. 

– Ну и правильно! – сказал Андрей Солодовников.– Там волки, а тут волкодав! 

Когда чтение приговора возобновилось, я спросила у борца Накалюжного, зачем националисты делают Буданову такую антирекламу. Борец немного обиделся, а потом сказал, что в Ростове нет ни одного человека, который не считал бы Буданова героем. Местные журналисты это подтвердили. 

– Мы ведь рядом с Чечней, и всех это достало,– объяснили они. 

Судьба полковника Буданова стала ясна после трех часов оглашения приговора: десять лет лишения свободы за похищение и убийство Эльзы Кунгаевой, а также за превышение служебных полномочий (полковник обвинялся в избиении своего подчиненного – старшего лейтенанта Багреева, который его, правда, на процессе простил). Суд признал вину подсудимого по всем трем статьям, вменяемым прокуратурой. Осужденный обязан оплатить все издержки суда, а также потерпевшей стороны в размере примерно $9 тыс. Все время, пока читался приговор, подсудимый стоял с непроницаемым лицом, глядя в одну точку. С этим выражением он и был уведен из зала. Его жена не плакала, только опустила голову и пошла добиваться разрешения на свидание. 

Расстроенный адвокат Дулимов сообщил, что намерен обжаловать решение суда, которое назвал "необоснованным". 

– Судом не принято во внимание, что он действовал по крайней необходимости,– сказал адвокат и удалился. 

Его коллега и бывший защитник полковника Буданова Анатолий Мухин добавил, что "все увязано в одну ниточку: прокуратура – Минобороны – суд", и сообщил, что намерен составлять апелляцию вместе с адвокатом Дулимовым. 

Когда вышел едва сдерживающий улыбку обвинитель Милованов, пожилые дамы, примкнувшие к чернорубашечникам, закричали: "Позор! Продажный! Во сколько тебе обошлось это?" Но прокурор сказал, что "дана объективная оценка действиям Буданова, приговор законен и обоснован". 

– Когда террористов судить будешь? – крикнула еще одна дама. 

– Ты уже генералом скоро станешь,– гневно бросил полковник в раритетной форме.– А он же и твою задницу защищал, и наши задницы тоже! 

Прокурор еще раз улыбнулся и скрылся за воротами. 

Толпа защитников Буданова бушевала. Чернорубашечники, дружно обнявшись, плакали. Бабуля в соломенной шляпе со словами "мрази проклятые" выбросила в траву букет цветов. 

– Вот поэтому и не приехал адвокат Хамзаев,– прокомментировал стоявший рядом со мной коллега. 

Поспорив о том, справедливо ли Буданов лишен звания полковника и ордена Мужества, полученного за бои в Аргунском ущелье, все разошлись. Незамеченным в ворота проскользнул муж сестры Юрия Буданова с большой сумкой, в которой угадывались очертания стандартных бутылок. Что собирались отмечать родственники осужденного в этот день, оставалось только гадать. 

***

"Буданов проиграл пари"

Марина Лепина

Адвокат потерпевшей стороны Абдулла Хамзаев не присутствовал на оглашении приговора Юрию Буданову. В разговоре с корреспондентом Ъ голос господина Хамзаева, находящегося в Москве, звучал несколько расстроенно. Адвокат Хамзаев признался, что вообще не хочет сейчас говорить на эту тему и поэтому не может пока сказать, будет ли потерпевшая сторона обжаловать приговор суда. "Что же касается нашего пари, которое заключил со мной Юрий Буданов, то я считаю, что проиграл именно он,– заявил Абдулла Хамзаев.– Ведь Буданов считал, что ему дадут 15 лет, а дали 10. Однако комментировать приговор сейчас я не буду". 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru