Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Арест пакета акций ЮКОСа

Оригинал этого материала
© "Газета", 31.10.2003

"Не надо истерики. Все только начинается"

Юлия Михайлина, Людмила Романова

Арест пакета акций ЮКОСа имеет конечной целью его конфискацию в пользу государства. Речь идет о начале фактической национализации крупнейшей российской нефтяной компании. Даже если Михаил Ходорковский и Платон Лебедев согласятся добровольно возместить вмененный им Генпрокуратурой ущерб государству в 1 млрд. долларов, их собственность все равно может быть конфискована. В том случае, если оба будут признаны судом виновными в предъявленных обвинениях. 

Обеспечительный арест

Решение об аресте акций ЮКОСа вынес Басманный суд Москвы. Это стало ясно из исполнительного листа, предъявленного вчера сотрудниками Генпрокуратуры руководству банка "ТРАСТ", на депозитных счетах которого находились акции нефтяной компании. Арест наложен на 1 млрд. 141 млн. 403 тыс. 296 акций, находящихся во владении компании Halley Enterprises (Кипр), и 49 млн. 478 тыс. 440 акций, находящихся во владении Yukos Universal Limited (остров Мэн). Всего 44% акций компании. 

Как объяснили в Генпрокуратуре, это обеспечительная мера. На тот случай, если вина Ходорковского и Лебедева будет признана судом. Тогда акции можно будет конфисковать для покрытия нанесенного ими ущерба государству, который, как подсчитала Генпрокуратура, составляет около миллиарда долларов. Причем конфискации подлежит вся принадлежащая осужденным собственность. 

Из статьи 115 УПК России: "Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение". 

Впрочем, с арестованными акциями ЮКОСа у правоохранителей могут возникнуть серьезные проблемы. 

Во-первых, в Генпрокуратуре утверждают, что обеспечительная мера наложена лишь на ценные бумаги, принадлежащие акционерам - фигурантам уголовных дел. Простой расчет свидетельствует о другом. Даже если к Ходорковскому и Лебедеву добавить руководителя "ЮКОС-Москва" Василия Шахновского (он обвиняется в неуплате налогов на 29 млн. рублей), то получится, что на троих им принадлежит 23,5% акций указанных компаний. Арестовано же почти в два раза больше. 

"Упоение властью"

Во-вторых, формально арест наложен на собственность иностранных компаний. И в случае конфискации имущества российскому правосудию придется доказывать ее обоснованность в зарубежных судах. 

"Решение российского суда нужно будет исполнить на территории иностранных государств, поскольку акции находятся не в физической собственности Ходорковского, а во владении юридических лиц, зарегистрированных на территории офшорных зон, - объяснил адвокат Николай Гагарин. - Для этого должны быть некоторые юридические предпосылки - соглашения о правовой помощи с этими государствами или официальные обращения за помощью. Также нужно будет доказать, что суд, который принял решение о конфискации, был справедливым. А это вопрос более сложный и нескорый". "Все, что происходит в нашей стране, это упоение властью, - добавил Гагарин. - Если раньше его демонстрировал ЮКОС, то теперь - Генпрокуратура и президент. А для всего бизнес-сообщества наступил момент истины - оно может понять, где находится. Поэтому хочется ему сказать: не надо истерики. Все только начинается». 

Адвокат Александр Добровинский считает, что прежде, чем дело дойдет до настоящей конфискации, можно оспорить сам факт наложения обеспечительного ареста. «Произошла какая-то абсолютно неюридическая вещь, - пояснил Добровинский, - ведь в таких случаях можно арестовывать акции только тех лиц, которые фигурируют в реестре. Если же они записаны на кого-то другого, то это незаконное деяние». 

Последствия для ЮКОСа

По словам представителей Генпрокуратуры, арест акций накладывает ограничения только на их отчуждение. Их нельзя продать, подарить, заложить и т.п. Таким образом, голосовать этими бумагами и получать по ним дивиденды не запрещается. Последнее особенно важно, учитывая, что вчера совет директоров ЮКОСа рекомендовал акционерам, внеочередное собрание которых состоится 28 ноября, принять решение о выплате промежуточных дивидендов - примерно 2 млрд. долларов. Кроме того, предстоящее собрание должно утвердить устав «ЮкосСибнефти», а также избрать совет директоров объединенной компании, которая сейчас существует лишь на бумаге. 

Кроме того, пока ничто не мешает «ЮкосСибнефти» избрать руководящие органы и принять устав. Однако сделка по продаже крупного пакета акций (от 25 до 40%) «ЮкосСибнефти» западным нефтяным концернам (ExxonMobil или Chevron Texaco) оказывается под вопросом. Дело в том, что переговоры о продаже вел лично Михаил Ходорковский, то есть речь шла о продаже доли ЮКОСа в объединенной компании. Учитывая, что 44% акций арестовано, акционеры ЮКОСа могут продать около 7%, но неизвестно, готовы ли к такому приобретению западные инвесторы. Не исключено, конечно, что к продаже иностранцам готовы и акционеры «Сибнефти», но до сих пор информации о подобных переговорах не было. 

Кроме того, суд в любой момент может наложить ограничение не только на продажу, но и на голосование акциями. Интересно, что первоначально вчера появилась информация об аресте 53% акций ЮКОСа. Как пояснили позже представители банка «ТРАСТ», эта доля не учитывала допэмиссии акций ЮКОСа, размещенной на днях и зарегистрированной ФКЦБ 24 октября. Если бы арест был наложен на голосование контрольным пакетом акций, компания не смогла бы провести внеочередное собрание акционеров (избрать совет директоров, принять устав и получить дивиденды). В то же время юрист юридической фирмы «Вегас-Лекс» Дмитрий Орахелашвили полагает, что "по логике Генпрокуратуры, следующим шагом может стать арест реестра для исключения возможности проведения каких-либо операций с любыми акциями компании". Реестродержателем ЮКОСа является ЗАО «М-Реестр». Для того чтобы заблокировать реестр, необязательно даже дожидаться решения суда. Отозвать лицензию у регистратора имеет право только ФКЦБ. 

Акционеры ЮКОСа

Самый крупный пакет акций ЮКОСа - 61,01% - контролируется гибралтарской Group Menatep Limited. Ей принадлежат 100% акций Yukos Universal Limited (о. Мэн), которая, в свою очередь, владеет 3,54% акций, а ее подразделение Hulley Enterprises Limited - еще 57,47%. Председателю правления ЮКОСа Михаилу Ходорковскому принадлежит 9,65% акций Group Menatep. Кроме того, он же является единственным выгодоприобретателем специального трастового фонда группы на 50% ее акций. Таким образом, Михаил Ходорковский контролирует 35,8% ЮКОСа. Остальные акции Group Menatep распределяются следующим образом: ректор РГГУ Леонид Невзлин - 8% (что соответствует 4,8% ЮКОСа), гендиректор группы "МЕНАТЕП" Платон Лебедев, депутат Владимир Дубов, президент «ЮКОС РМ» Михаил Брудно и кандидат в сенаторы от Эвенкии Василий Шахновский - по 7% (4,2% ЮКОСа). Владельцы еще 4,5% не указаны (2,7% ЮКОСа). 

Кому принадлежит "ЮкосСибнефть"

Group MENATEP (ЮКОС) - 44,5%, Veteran Petroleum (ЮКОС) - 7,35%, Millhouse Capital («Сибнефть») - 26%, в свободном обращении - 17,6%, миноритарные акционеры «Сибнефти» - 2,89%, одна часть оставшихся акций находится на балансе компании, другая - является обеспечением под конвертируемые облигации, выпущенные UBS. 

Кандидаты в директора "ЮкосСибнефти"

От ЮКОСа: Юрий Голубев (независимый директор ЮКОСа, управляющий 80,5% акций Group MENATEP Ltd.), Семен Кукес (глава совета директоров ЮКОСа), Алексей Конторович (член совета директоров ЮКОСа, директор Института геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН), Франсуа Букле (член совета директоров ЮКОСа, директор GM Investment & Co. Ltd), Сара Кэри (член совета директоров ЮКОСа, адвокат/партнер Squire, Sanders & Dempsey LLC), Мишель Сублен (член совета директоров и бывший финансовый директор ЮКОСа, казначей, Shlumberger Limited), Бернар Лозе (член совета директоров ЮКОСа, президент компании Loze & Associes), Рональд Фриман (входил в советы директоров «Тройки-Диалог» и «Норильского никеля») 

От «Сибнефти»: Евгений Швидлер (президент «Сибнефти»), Давид Давидович (управляющий директор Millhouse Capital), Евгений Тененбаум (директор Millhouse Capital UK Евгений Тененбаум). Главы ЮКОСа Михаила Ходорковского в числе номинантов в совет директоров объединенной компании нет. Аналитик ИК «Тройка Диалог» Елена Красницкая считает, отсутствие в списке кандидатов кандидатуры Ходорковского объясняется чисто юридическими причинами. «Для выдвижения кандидата в совет директоров необходимо его согласие номинироваться в совет директоров, а получить подпись Ходорковского в сегодняшней ситуации проблематично. Зачем давать Генпрокуратуре шансы оспорить результаты собрания и ставить под удар результаты сделки по слиянию с «Сибнефтью?», - полагает собеседник. В то же время, состав кандидатов в совет директоров «ЮКОССибнефти» полностью отражают структуру акционерного капитала объединенной компании. «Сибнефти» в ней принадлежит 26%, это и объясняет включение в список троих кандидатов Millhouse Capital - в общей сложности они рассчитывают на 25% голосов в совете. По словам представителя ЮКОСа Александра Шадрина, вхождение Ходорковского в совет директоров "ЮКОССибнефти" не планировалось изначально. В соответствии с договоренностями акционеров, большинство директоров объединенной компании должны быть независимыми.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru