Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Б-Ф.Ру", 19.04.2004

Экс-советник Александр Кривенко в эпизодах

Леонид Юров

Мы продолжаем публикацию материалов посвященных деятельности «ответственного» работника Правительства А.Кривенко.

Первого апреля Генпрокуратура на своем сайте разместила формулу обвинения предъявленного Платону Лебедеву. Несколькими днями ранее, 25 марта дело Лебедева было передано в суд. В деле 165 томов, а это приблизительно 40 тысяч страниц. Двумя основными соавторами этого многотомника, по словам Платона Лебедева, стали израильский бизнесмен В.Кантор и бывший ответственный работник Правительства А.Кривенко. На их совести едва ли не половина из 40 тысяч страниц. 

«Насколько я понял, - пишет Лебедев, - основная причина враждебности В.В.Кантора – острая конкуренция на российском рынке, а также отказ… в заключении с предприятиями Кантра долгосрочного соглашения на 25 лет по поставке для них концентрата по фиксированной цене, так как в противном случае В.Кантору трудно работать». Как оказалось В.Кантор не любит, когда ему приходится работать в равных условиях со всеми остальными участниками рынка. Ибо так ему трудно, а любит он когда ему легко.

Деятельности израильского бизнесмена В.Кантора, постоянно проживающего в Швейцарии, СМИ уделяли внимание. В России этот предприниматель известен главным образом тем, что попытался обанкротить Московский конный завод №1 и скупить по дешевке его земельные угодья в престижном районе Подмосковья, на Рублево-Успенском шоссе, а так-же тем, что поставил новгородский химкомбинат «Акрон», являвшейся некогда городостью советской химпромышленности на грань выживания.

Соавтор Кантора г-н Кривенко менее известен широкой публике. Он, если можно выразиться «темная лошадка». Это определение тем более верно, что в попытке обанкротить МКЗ №1 он сыграл далеко не последнюю роль. Впрочем, сейчас не об этом. Сейчас о других эпизодах деятельности некогда «ответственного» работника Правительства.

Эпизод второй. Сибирское кидалово

Концерн Fata European Group известен в России давно. Более тридцати лет – еще со времен СССР итальянская фирма поставляет в нашу страну различное оборудование для аграрного сектора: овоще- и картофелехранилища, молочные, макаронные цехи, упаковочные – гофрокартонные и пр.

По долгу, так сказать, службы Александр Кривенко давно был знаком с президентом «Фаты» Гаэтано ди Роза – не один раз подписывал контракты от имени «Продинторга» на поставку в СССР итальянского оборудования. Поэтому, когда в 1992 году итальянцы решили возобновить свой прерванный политическими пертурбациями 1991 года российский опыт, обращаться было к кому. Александр Кривенко к тому времени «Продинторгом» не командовал, но в правительстве России вес имел, и немалый.

Как уж они там договаривались – Ди Роза и Кривенко, мы не знаем. Зато известно, что полигоном для «возвращения итальянцев в Россию» была избрана Кемеровская область. Договоренность была, к удовольствию посредника, обоюдовыгодная. Fata European Group реализует в Кузбассе проект реконструкции и технического переоснащения предприятий агропромышленного комплекса, а регион рассчитывается с кредиторами за счет экспорта сырьевых товаров: черных и цветных металлов, угля, минеральных удобрений и пр. «Фата» для кемеровского проекта взяла дополнительно кредит в «Медиокредито Чентрале» на сумму свыше 170 млн долларов.

Это был первый в своем роде российский проект, по которому иностранный кредит выделялся непосредственно региону, а не федеральному правительству.

С российской стороны мало кто не догадывался о том, что не все так гладко и хорошо будет у итальянской фирмы на Кузбассе, как это было отражено в соглашениях и контрактах. И действительно, очень скоро предложенная схема погашения кредитов перестала работать. Как оправдывались сами сибиряки – из-за реализации угля через посредников (федеральное правительство разрешило использовать для процентных платежей выручку от экспорта 1 млн тонн угля). Поэтому администрация была вынуждена начать рассчитываться за кредит бюджетными деньгами, вырученными от продажи алюминия.

Как бы там ни было, но к 1999 году концерн Fata European Group успел поставить в Кузбасс на 202 млн долларов сельскохозяйственные машины, оборудование для Кемеровского и Новокузнецкого мясокомбинатов, Новокузнецкого молокозавода и Кемеровского молочного комбината.

В это самое время подоспела на Кузбасс гуманитарная помощь из стран Евросоюза и товарные кредиты от правительства США, «пробитые» всемогущим Александром Кривенко, ставшим к тому времени советником председателя кабинета министров России. 

В 1999 г. Кемеровская область получила сельскохозяйственную продукцию в количестве свыше 140 тыс тонн : продовольственная пшеница, рис, кукуруза, соевый шрот, говядина, свинина. Но рано радовались сеьхозпереработчики и население края. Ничего хорошего не принесла на Кузбасс эта помощь.

Как выяснила позже Счетная палата, само Правительство РФ, Минсельхозпрод и Минфин России не обеспечили, как полагалось, должный контроль за деятельностью назначенных ими государственных агентов – ОАО «Росхлебопродукт», ГУП ВО «Продинторг» и ОАО «Росмясомолторг» - по исполнению своих обязанностей, связанных с реализацией межправительственного соглашения. Государственные контролирующие органы, в частности, органы санитарного контроля и Росгосхлебинспекции, не осуществили своевременный контроль за количеством и качеством прибывающих в российские порты сельскохозяйственных товаров, в связи с чем в регионы Российской Федерации были направлены значительные объемы недоброкачественной продукции, к тому же, зачастую в несоответствующих объемах…

К примеру, некачественная продукция составила более десяти процентов всего закупленного в США риса. Недостача груза мясной продукции составила почти двести сорок тонн (в том числе говядины на более чем миллион четыреста тысяч долларов).

Кроме того, большинство товаров и продовольствия были поставлены в регионы по ценам, превышающим внутрироссийские. С каждого региона-получателя помощи кредитов Минфин требовал возврата определенной суммы денег, поэтому нереализованная заграничная помощь ложилась долговым бременем на ни в чем неповинные предприятия.

Сам Александр Кривенко, подписавший в феврале 1999 г. документ, открывающий дорогу в Россию подобному продовольственному неликвиду из Европы и США, сразу понял свою дополнительную выгоду. В какую еще горячечную голову может прийти подобный бред: с помощью гуманитарной помощи обанкротить перспективные ликвидные предприятия?

Но эта схема заработала! Вице-губернатор Кузбасса – «деловой партнер» Кривенко в правительстве Кемеровской области – подготовил список предприятий, представляющих интерес с точки зрения «поглощения», в который попали те самые ведущие предприятия области, на которых уже стояло оборудование, поставленное итальянским концерном Fata European Group (вот и пригодились макаронники!), то есть имеющие конкурентное преимущество и долгосрочную перспективу на рынке.

Все остальное – дело техники. В кемеровской области уполномоченным оператором по получению, хранению и реализации сельхозпродукции и продовольственных товаров, получаемых по программе гуманитарной помощи ЕС и товарного кредита правителства США, стало Кемеровское агентство по регулированию продовольственных рынков – ГУП КАРП. Агентство, по настоятельному совету вице-губернатора, в качестве основного реализатора полученной «помощи» выбрало ООО «Корпорация «Кузбассагропром».

В процессе освоения товарных кредитов и гуманитарной помощи ГУП КАРП по объективным причинам оказалось должно федеральному бюджету 210,7 млн рублей. В конце года Минфин стал требовал погашения этой суммы с областной администрации, та – со своего агентства ГУП КАРП. Агентство – с фирм, которым оно доверило реализацию европейской и американской продукции.

В этот момент, по инициативе вице-губернатора, согласованной наверху Александром Кривенко, долг с самого агентства ГУП КАПР перенесли на фирмы-реализаторы и организации, которые по тем или иным причинам оказались в должниках перед агентством.

Из всех должников агентства Кривенко и вице-губернатора интересовало в первую очередь ООО «Корпорация «Кузбассагропром», которое к тому времени владело пакетами акций крупнейших в области Кемеровского и Новокузнецкого мясокомбинатов, свинокомплекса «Чистогорский», Мариинского мясоконсервного комбината, Новокузнецкого молокозавода и др.

Не дожидаясь, пока ООО «Корпорация «Кузбассагропром» расплатится с ГУП КАРП за реализуемую гуманитарную помощь, администрация заставила Кузбассагропром через процедуру банкротства погасить задолженность путем выставления на торги имущества подконтрольных тому промышленных предприятий.

Операторами сделки выступили ЗАО «Сибагропрод-Н» (Новокузнецк) и ЗАО «Сибагропрод-К» (Кемерово), которые контролировал Александр Кривенко через своих помощников в регионе.

Все прошло гладко, в самом конце случился маленький конфуз. Легкое недоразумение между друзьями. Вице-губернатор настоял, чтобы деньги, вырученные за продажу активов, полученных за бесценок в ходе банкротства, прошли через банк, где работала его дочь. Но Кривенко, съевший не то что собаку – лошадь на подобных интрижках, предусмотрел попытку партнера его «кинуть» и обезопасил банковский счет от возможных посягательств.

Так что все окончилось мирно. В качестве доказательства нерушимой дружбы Кривенко с людьми из администрации Кузбасса, служит совсем недавнее сообщение информагентства «Кузнецкий тракт» (г. Кемерово).

«В Москве состоялась встреча заместителя губернатора Кемеровской области Владимира Мангазеева с работниками Правительства РФ.

Речь на встрече шла об участии мукомольных предприятий Кемеровской области в торгах зерна интервенционного фонда России. Такие торги подразумевают реализацию зерна по ценам для региона на 20-30% ниже рыночных. Это значит, затраты на производство хлеба сократятся. По словам замгубернатора, в губернаторском зерновом фонде сегодня двухмесячный запас. При нашем участии в торгах есть возможность закупить 70 тыс тонн зерна. Как отмечалось, «сегодня в Кузбассе продается самый дешевый не только в России, но и в мире хлеб. Это – настоящий хлебный подвиг. Опыт хлеборобов и хлебопеков Кемеровской области мы обязательно будем рекомендовать другим регионам».

Кажется, комментарии излишни. Там, где цену устанавливает чиновник, да еще ниже рыночной, – жди махинаций. Так уж сложилось в России исторически. И разве после этого кто-нибудь может поверить, что в деле «о зерновых интервенциях правительства» обошлось без Кривенко, до последнего времени «ответственного» работника Правительства?

P.S. 25 октября 2001 г. Кривенко Александр Константинович – помощник заместителя председателя правительства Российской Федерации был награжден медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени («учитывая многолетнюю плодотворную работу, высокий профессионализм, значительный вклад в социально-экономическое развитие области…») 

Продолжение следует

 
Другие материалы раздела:
Коррупционеры-пенсионеры
1. "Продовольственная помощь"
2. Сибирское кидалово
3. Двое из ларца
Прослушки Кривенко
Кривенко и Андрей (просл.)
Тройной агент в правительстве

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru