Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Дедушкины яйца

Рштуни окончательно превратил Вексельберговы яйца в бродячий сюжет для черного пиара

Оригинал этого материала
© "Российские вести", 18.09.2004, Фото: drugoi, "Дело выеденного яйца"

Григорий Терлецкий

Банковский кризис миновал. Большинство вкладчиков, еще несколько недель назад отчаянно боявшихся за судьбу своих сбережений, уже не штурмует банкоматы и не аннулирует в спешном порядке свои счета, угрожая обвалу всей банковской системы страны. Банк России предпринял все меры для стабилизации ситуации. Был оперативно принят закон о гарантиях вкладчикам, снижены обязательные отчисления для банков, проведены переговоры о покупке обанкротившихся банков. Команда главного банкира страны Игнатьева смогла снизить накал страстей и переломить ситуацию. Но одно дело - решать экономические задачи, а совсем другое – противостоять «черному пиару», который был использован для дестабилизации ситуации. Со своей стороны, банкиры подсчитывают убытки и пытаются найти виновных, чтобы привлечь к ответственности.

Многие банки готовятся предъявить иск газетам за «недостоверную и нечестную информацию», вызвавшую сильную панику у вкладчиков.

Но мутная водичка банковского скандала помогла возродиться и еще одному финансовому разбирательству. Продолжает набирать обороты путаное уголовное дело вокруг закрывшегося еще в 2002 году Первого городского банка. Один из его владельцев, Армен Рштуни, а также представитель акционеров ПГБ Дмитрий Барановский пытаются представить главным виновником банкротства этой структуры председателя совета директоров ОАО «СУАЛ-Холдинг» Виктора Вексельберга. Почему именно его? Дело в том, что этот известный бизнесмен является совладельцем банка, в котором ПГБ имел корреспондентский счет. По версии Рштуни и компании, именно через этот банк были выведены активы несчастного ПГБ, осевшие впоследствии в офшорах. Таким образом, Вексельберг «обанкротил» Первый городской банк и «обездолил» его вкладчиков. 

Однако у этой истории есть и другая сторона. Известно, что поводом к возбуждению уголовного дела по поводу «безвременной кончины ПГБ» послужило заявление конкурсного управляющего ПГБ Владимира Приступы о фальсификации долговых обязательств банка по вкладу некого Армена Рштуни. И именно Рштуни упоминается в скандальном деле, которое в настоящее время расследуется следственным управлением ФСБ. Его суть заключается в махинации с векселями – довольно распространенным виде мошенничества в банковской и финансовой среде.

В сентябре 2002 года 27 векселями на сумму 181 341 518 рублей 20 копеек со сроком погашения по предъявлению обменялись фирма-однодневка «Ареус Премиум», которую возглавлял двоюродный брат Рштуни Андрей Абрамян, КБ «Смоленский» и Первый городской банк. В результате КБ «Смоленский» остался при своих, выступив своеобразным пунктом передачи или посредником, через который ПГБ и «Ареус» обменялись векселями с одной существенной разницей: бумаги ПГБ были обеспеченными, а «Ареуса», имевшего в активах всего 12 000 рублей, – нет. Далее Абрамян быстро выводит эти ценные активы из компании и передает своему родственнику Армену Рштуни, который немедля предъявляет их к оплате в ПГБ. Вот таким образом Ршуни становится крупным кредитором ПГБ, которому банк должен выплатить фактически ни за что 6 млн. долларов. Следует сказать, что данная махинация окончательно подкосила это кредитно-финансовое учреждение, и ранее испытывавшее серьезные финансовые проблемы. Любопытный факт состоит в том, что на тот момент участники махинации с векселями были фактическими владельцами пострадавшей финансовой структуры. Еще до официального банкротства Абрамян и Рштуни купили около 40% акций ПГБ, заплатив вместо их номинальной стоимости в 150 800 000 рублей всего 1 538. 

Более того, Армену Рштуни удалось провернуть еще одну операцию, позволившую ему занять практически уникальное положение. Несмотря на то, что в июле 2002 года ЦБ РФ частично запретил Первому городскому вести финансовые операции и открывать счета физическим лицам, Армен Рштуни сумел открыть в банке счет, куда был зачислен тот самый 181 млн. рублей, составлявший оплату за злополучные векселя. 9 января 2003 года его статус «вкладчика» даже подтвердило решение Симоновского районного суда Москвы. Все это позволило «пострадавшему» занять пост лидера в списке кредиторов «первой очереди» и уже в этой роли получить от Первого городского 20 млн. 998 тысяч рублей в счет «доверенных на сохранение» громадных средств. Впрочем, 22 июля президиум Московского городского суда признал решение Симоновского суда незаконным, и буквально на днях было получено решение по этому вопросу. Вывод более высокой судебной инстанции означает, что отныне Рштуни А.Г. перестал быть кредитором ПГБ и обязан возвратить все полученыне от банка деньги, которые пойдут на удовлетворение законных требований кредиторов банка. Это же решение позволило признать г-на Рштуни гражданским истцом в уголовном деле «по признакам преднамеренного банкротства ПГБ», которое сейчас расследует Следственное управление ФСБ РФ. Не исключено, что следствие также рассмотрит вопрос о прямой заинтересованности этого господина в банкротстве банка. Однако, несмотря на это, Рштуни и его «соратники» упорно продолжают считать себя «пострадавшими».

Как известно, аппетит приходит во время еды. Похоже, только этим можно объяснить претензии, которые предъявляют лица, обанкротившие уже свою собственность и получившие за счет этого неплохие дивиденды. И здесь все средства хороши: и сгон на манифестации обиженных рядовых вкладчиков, не подозревающих, кто на самом деле лишил их средств, и утопическое требование выдать в счет погашения долга коллекцию яиц Фаберже, якобы купленную Вексельбергом именно на средства разоренного Первого городского банка. Очевидно, инициаторы скандала надеются на то, что громкая шумиха отвлечет внимание от истинных виновников банкротства банка, и им удастся выйти сухими из воды. 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru