Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Присоединение России к Киотскому протоколу - "поражение Илларионова не столько как политика, сколько как лоббиста"

© "Московские новости", 08.10.2004

Либерал в штате

Борис Вишневский

Андрея Илларионова (на переднем плане) развеселил проект бюджета на будущий год

[...] Советник президента по экономике — своего рода кремлевский арлекин. С одной стороны, ему одному дарована привилегия шута — высмеивать то, что для всех прочих считается единственно верным мнением. А с другой стороны, от его демаршей практически ничего не зависит.

В погоне за призраком

Окончив в 1983 году экономический факультет ЛГУ, Андрей Илларионов стал одним из членов известного «чубайсовского» кружка молодых и амбициозных экономистов, куда входили Алексей Кудрин, Михаил Маневич, Сергей и Дмитрий Васильевы, Михаил Дмитриев, Сергей Игнатьев, Петр Авен...

Андрей Илларионов среди членов кружка оказался самым радикальным. Правда, его «вхождение во власть» в отличие от других кружковцев задержалось: лишь в апреле 1992 года Сергей Васильев, незадолго до этого возглавивший Рабочий центр экономических реформ при Правительстве России, пригласил Илларионова на пост своего первого заместителя. В этом центре Илларионов провел ровно год — до апреля 1993-го. И все это время он без устали критиковал... правительство. В том числе и правительство Егора Гайдара. По мнению Илларионова, в России при Гайдаре не было никакой «шоковой терапии», поскольку «денежная политика правительства была недостаточно жесткой», и вообще «выбор, сделанный весной I992 года, оказался выбором в пользу социализма».

Стоит заметить, что «призрак социализма» мерещится Илларионову постоянно. Так, Евгений Ясин был как-то назван Илларионовым «известным российским социалистом». Кроме Ясина, в социалисты попали Сергей Кириенко и Яков Уринсон, Александр Лившиц и Сергей Дубинин. И даже Егор Гайдар и Анатолий Чубайс, по мнению Илларионова, «будучи, несомненно, одними из самых ярких политиков новой России, так и не смогли преодолеть в себе наследия социалистической ментальности».

Наконец, определения «проводника социализма в России» удостоился от Илларионова Международный валютный фонд, который требовал от России регулирования цен и тарифов естественных монополий. После этого оставалось предположить, что единственным либералом в стране является Илларионов — все остальные сплошь «социалисты»...

Кассандра от экономики

Став в апреле 1993-го руководителем группы анализа и планирования председателя Правительства России и советником Виктора Черномырдина, Андрей Илларионов не изменил себе и подверг уничтожающей критике затеянный Черномырдиным и председателем Центробанка Виктором Геращенко обмен денежных купюр в июле 1993 года. После этого премьер своему советнику никаких заданий не давал. И вообще за все последующее время Илларионов встречался с Черномырдиным только в экстремальной ситуации: в ночь с 21 на 22 сентября, в ночь с з на 4 октября и утром 13 декабря. Все встречи происходили по инициативе Илларионова, который во всех трех случаях советовал отправить в отставку Геращенко, но безрезультатно.

7 февраля 1994 года Илларионов подал в отставку сам, обвинив премьер-министра в «экономическом перевороте». В ответ его уволили за «однократное грубое нарушение трудовой дисциплины», поскольку он три дня прогулял — не получив санкции премьера, читал лекции в Великобритании. Уйдя с государственной службы, Илларионов возглавил частную аналитическую структуру -«Институт экономического анализа» - и быстро приобрел репутацию классного прогнозиста.

Вот только предсказывал он большей частью неприятности. Достаточно вспомнить его выступления 1998 года, когда он без устали повторял, что рубль неминуемо «рухнет», но это очень хорошо, поскольку его курс неоправданно завышен и должен быть приведен в «адекватное состояние». Поскольку все знали о широкой информированности Илларионова, его пророчества в определенной степени усилили «бегство от рубля» накануне дефолта 17 августа. Правда, установившийся после этого курс рубля трудно назвать «адекватным»...

Советник-оппозиционер

Незадолго до «черного августа» Илларионов во время одной из случайных встреч с Путиным, с которым до того был шапочно знаком по Питеру, предсказал наступление дефолта. Точность прогноза поразила Путина, и их контакты стали постоянными. Ну а весной 2ооо года, став президентом, Владимир Владимирович пригласил Андрея Николаевича на должность своего советника по экономике.

За четыре с половиной года, проведенные на этом посту, Илларионов более всего запомнился яростным сопротивлением двум планам правительства: реформе электроэнергетики «по Чубайсу» и ратификации Киотского протокола. Однако в обоих случаях он потерпел неудачу.

Критика реформы энергетики была вполне обоснованной, но сколько ни заявлял Илларионов, что главным результатом реформы станет приватизация руководителями РАО «ЕЭС» наиболее прибыльных объектов, что менеджмент РАО, нанятый для управления чужой собственностью, давно уже считает ее своей и что истинной целью действий Чубайса является контроль за регионами путем владения электросетями, — все оказалось тщетно: Владимир Путин предпочел встать на сторону энергетиков. Все, что осталось президентскому советнику, — это махать кулаками вслед ушедшему поезду.

В порядке утешения Илларионов в 2ооз году присудил Анатолию Борисовичу изобретенную им самим премию «Оскар» в области экономики в номинации «афера года». А заодно заявил, что Чубайс со своим предложением о создании «либеральной империи» претендовал и на премию в номинации «самая нелепая идея года». Но ее он решил отдать Сергею Глазьеву, предложившему перераспределять природную ренту...

Другое направление илларионовских ударов — Киотский протокол. Его сторонники утверждали: ратифицировав протокол, Россия сможет торговать своими квотами на выброс парниковых газов. Однако, по подсчетам президентского советника, выходило, что с 2007 года наша страна превысит установленный ей уровень выбросов углекислого газа и вынуждена будет не продавать, а покупать эмиссионные квоты. Все повторилось: как ни шумел Илларионов, правительство (при очевидном одобрении президента) решило, что протокол надо ратифицировать. Впрочем, в ряде случаев к Илларионову прислушивались. Так, когда в конце 2000 года Михаил Касьянов заявил, что незачем спешить возвращать 38,7 млрд. долларов «советского» внешнего долга, Илларионов назвал заявление премьера «хулиганством». После чего правительство стало говорить прямо противоположное и начало выплачивать долги досрочно. Авторство идеи создания в бюджете стабилизационного фонда принадлежит также советнику президента. Наконец, говорят, именно он «родил» идею о необходимости двукратного роста ВВП к 2010 году.

Состязание с Гонконгом

Среди многочисленных обитателей Кремля Андрей Илларионов слывет белой вороной. Говорят, он достаточно регулярно встречается с президентом и даже участвует в совещаниях Путина с министрами экономического блока. При этом, будучи ярко выраженным одиночкой, Илларионов не принадлежит ни к одной из традиционных («силовой» и «либеральной») группировок в президентской администрации, не связан ни с одной из политических сил, не участвует в интригах высших чинов администрации по переделу собственности. [...]

Главное — он устраивает Владимира Путина, который, имея советника со столь либеральными взглядами (к тому же хорошо образованного и владеющего иностранными языками), получает возможность демонстрировать на Западе свою «приверженность либеральным реформам». Не случайно Илларионов сопровождает Путина в зарубежных поездках, показывая миру «экспортный вариант» президентской администрации. В самом деле: не Кожина же или Виктора Иванова демонстрировать для этой цели?

Понятно, зачем нужен Путину Илларионов. Менее понятно, зачем Илларионову нужен Путин. Конечно, должность президентского советника куда статуснее, чем должность независимого эксперта из Института экономического анализа. С другой стороны, Илларионову не привыкать «хлопать дверью», как это было во времена его работы с Черномырдиным. Возможно, объяснение кроется в складе характера. Андрей Илларионов любит быть в центре внимания, даже если это центр публичного скандала, постоянно эпатирует окружающих и охотно «подставляется» под самые жесткие выпады со стороны оппонентов, чтобы ответить им не менее жестко. Его нынешняя должность почти идеально соответствует этим устремлениям.

...Решив принять участие в дискуссии о кризисе либерализма в России (по мотивам писем Михаила Ходорковского), Илларионов заявил, что никакого кризиса нет, потому что нет либерализма, а СПС и «Яблоко» — «не либеральные, а социалистические партии». Не является либеральной, добавил он, и экономическая политика, которую проводит администрация Буша-млад-шего, а мировым лидером по индексу экономической свободы является Гонконг. Его, видимо, России и надо догонять, а вовсе не Америку.

Оппоненты ответили ему не менее язвительно. Борис Немцов заметил, что «есть ваххабизм — радикальное движение ислама, а есть Илларионов — радикальное движение либеральной мысли», и назвал советника президента человеком, который требует снижать налоги, но не может сказать, какие государственные расходы при этом надо прекратить финансировать. «Он даже боится сказать, что надо закрыть двенадцать бесплатных дач Путина», — съязвил Немцов.

Что же, Илларионова мож но понять. Такую шутку в Кремле вряд ли сочли бы удачной. 

***

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 08.10.2004

Николай Вардуль

[...] Андрей Илларионов всегда ставил в пример России Китай. И китайский экономический рост перевешивал для него факт отсутствия там демократической конкуренции при занятии руководящих постов. Так что либерализм советника президента никогда не выходил за пределы экономики. 

[...] Путин принял политическое решение о присоединении России к Киотскому протоколу, против чего отчаянно боролся его советник. Похоже, это было поражение господина Илларионова не столько как политика, сколько как лоббиста. И лоббиста интернационального. Если согласиться с возобладавшим в Кремле, вопреки позиции господина Илларионова, мнением, что присоединение к протоколу, обязывающему Россию в 2008-2012 годах не превышать уровень выбросов парниковых газов 1990 года (в настоящее время еще не достигнутый), ничем не грозит экономическому развитию страны, тогда получается, что Андрей Илларионов фактически боролся с вступлением Киотского протокола в силу в международном масштабе. Дело в том, что по условиям протокола именно присоединение к нему России означает, что он начнет действовать. А у ограничений на выбросы в атмосферу парниковых газов есть влиятельные противники – крупнейшие мировые производители сероводородного сырья, спрос на которое в связи с вступлением Киотского протокола в силу должен упасть. 

***

© "Московские новости", 08.10.2004

Досье

Андрей Николаевич Илларионов родился 16 сентября 1961 гада в Ленинграде. В семнадцать лет пошел работать почтальоном, затем год проработал методистом в парке культуры и отдыха.

В 1983 году окончил экономический факультет Ленинградского государственного университета по специальности политэкономия.

В 1983 -1984 и в 1987 -1990 годах работал ассистентом кафедры международных экономических отношений ЛГУ, в 1984 -1987 годах учился в аспирантуре на кафедре экономики современного капитализма.

Кандидат экономических наук.

В 1990 -1992 годах - старший научный сотрудник и заведующий сектором лаборатории региональных экономических проблем Ленинградского финансово-экономического института. 

В 1992 -1993 годах - первый заместитель руководителя Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ.

В 1993 -1994 годах - руководитель группы анализа и планирования при премьер-министре РФ. 

В 1994 - 2000 годах - директор Института экономического анализа. 

С апреля 2000 года - советник Президента РФ по экономике.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru