Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Московский комсомолец" (Москва), 30.12.2004

Казнить нельзя помиловать!

Где поставит запятую заместитель Генерального прокурора РФ Бирюков?

Евгений Макаров

Встреча Нового года редко совпадает с началом очередной исторической эпохи. Тем не менее, именно сегодня угроза терроризма придала переменам в политической жизни России необратимый характер. Заметней всего изменилось положение правоохранительных органов: новые полномочия сделали российских силовиков самыми влиятельными чиновниками государства. Вот только используются эти возможности не всегда "по назначению".

На первый взгляд, эти уголовные дела объединяет только место действия - Москва. Да еще, пожалуй, бросается в глаза странный ход их расследования: на определенном этапе бюрократическая машина правосудия словно спотыкалась о грозную резолюцию прокурорских работников, после чего дело приобретало совершенно скандальный характер. Трудно сказать, чем именно руководствовались чиновники, но со стороны всякий раз вмешательство было похоже на откровенную попытку поддержать интересы одного из участников уголовного расследования.

ДТП особого значения

По мнению прокуратуры, этот трагический инцидент "имеет большой общественный резонанс", а потому подход к нему должен быть особый. На самом деле, такие происшествия в столице случаются едва ли не каждый день. 18 августа 2002 года, под вечер, на Кутузовском проспекте мотоциклист по фамилии Улановский на огромной скорости ударил в заднее колесо старенького "Москвича". Столкновение было скользящим: водитель автомобиля не сразу понял, что случилось. Для мотоциклиста все закончилось печально. Роковую роль сыграла скорость. Тяжелую "Хонду" вначале швырнуло вбок, а потом двухколесная машина врезалась в ограждение тротуара. Смерть байкера была мгновенной. Первый же анализ крови погибшего показал: содержание алкоголя в крови погибшего говорило о тяжелой степени опьянения. Более того, исследование водительской "биографии" мотоциклиста показало, что тот и ранее не отличался законопослушностью. Так, в июне 1997 года потерпевший, управляя "Мерседесом", столкнулся с "Ауди", причем водитель этой машины погиб. Было возбуждено уголовное дело, но расследование прекратили "за недоказанностью".

Судить о виновности человека можно только на основе серьезных доказательств. Факт смерти мотоциклиста стал предметом уголовного разбирательства. Расследование обещало быть коротким. Нарушение пострадавшим правил дорожного движения не оставляло у экспертов Главного следственного управления при ГУВД Москвы сомнений в процессе восстановления картины случившегося. С точки зрения закона, второй участник столкновения, ветеран военной службы, мог спать спокойно. В материалах дела он числился свидетелем. Но почему-то заместитель Генерального прокурора РФ Юрий Бирюков счел заурядное ДТП со смертельным исходом "общественно важным".

Только на первый взгляд, вмешательство одного из руководителей могущественного силового ведомства в расследование ДТП выглядит странным. В реальности все объясняется довольно просто. Дело в том, что погибший мотоциклист оказался заместителем генерального директора компании "Главмосстройинвест" и сыном президента "Главмосстроя", заслуженного строителя России, академика Улановского. Отец, разгневанный поведением следователей, посчитавших младшего Улановского виновником ДТП, отправил в прокуратуру письменное обращение на бланке "Главмосстроя", в котором выдвинул две версии случившегося. Во-первых, по мнению Улановского-старшего, ДТП произошло исключительно по вине водителя "Москвича". Во-вторых, авария могла иметь "заказной, преднамеренный характер". Правда, как пишет академик, его "неоднократные встречи с руководителями ГСУ по необходимости отработки второй версии не возымели никакого результата". А значит, прокурор должен был "поручить передать данное уголовное дело для производства дальнейшего расследования в Следственный комитет при МВД РФ с возобновлением работы по нему оперативно-следственной группы, ранее созданной распоряжением по МВД". Постановление о прекращении уголовного дела, вынесенное ранее, было отменено. Дело было передано другой следственной группе. Дальнейшее следствие шло с ярко выраженным обвинительным уклоном. Результаты ранее проведенных экспертиз были аннулированы, а несчастному водителю "Москвича" - предъявлено обвинение. Правда, версию заказного убийства новая команда сыщиков всерьез рассматривать отказалась наотрез. Есть вещи, недоступные даже высоким чиновникам. Зато по 264 статье УК РФ "Нарушение правил дорожного движения (ПДД) и эксплуатации транспортных средств (ТС)" невезучему ветерану Вооруженных сил "светит" до пяти лет лишения свободы.

Выстрел потерпевшего

Второе дело, в котором вмешательство прокуратуры сыграло роковую роль, "общественно значимым" назвали российские СМИ. История человека, в одиночку выступившего против могущественной "тольяттинской" группировки, контролировавшей Южнопортовый столичный рынок автозапчастей, стала темой первых полос сразу нескольких федеральных изданий. "Дело Расыха Хамидуллина" больше всего напоминало типичный бандитский "наезд" времен начала девяностых. Единственное отличие скандального процесса состояло в том, что здесь на скамье подсудимых оказались не те, кто долгое время "прессовал" предпринимателя, а сам потерпевший.

Скандальным дело Хамидуллина стало уже в суде. А начиналось все, для нашего времени, довольно обычно. Как утверждал торговец запчастями, задавленный непомерными поборами, он однажды отказался платить ежемесячную тысячедолларовую дань своей "крыше". "Братки" из "тольяттинской" группировки некоего "Хохла", опекающие Южнопортовый рынок, организовали классический "наезд". Некоторое время Хамидуллину и его семье угрожали по телефону. Потом "бойцы" "Хохла" перешли к активным боевым действиям, избив Хамидуллина на глазах у жены и маленькой дочки. Постепенно Хамидуллин лишился всего: "тольяттинцы" отняли квартиру, дачу, претендовали на машину и жилье родителей бизнесмена.

Жаловаться было бесполезно. Все два года, пока бандиты "наезжали" на коммерсанта, он пытался найти защиту в милиции. Тогда, после очередного избиения, Хамидуллин решил защитить себя сам. У него было зарегистрированное охотничье ружье. Один раз ему повезло: около подъезда собственного дома выстрелами в воздух удалось отогнать от жены и дочки распоясавшихся "братков". А когда бандиты попытались ворваться в его квартиру, без крови не обошлось: на пороге своего дома торговец запчастями застрелил самого буйного из "бойцов" "Хохла".

Милиция сработала оперативно. Хамидуллин был задержан и препровожден в тюрьму. Вскоре прокурор Лефортовской прокуратуры вынес постановление о его аресте за умышленное убийство. Правда, с ним не согласился его коллега из Московской городской прокуратуры, квалифицировав действия бизнесмена как "необходимую самооборону". Но зам. Генерального прокурора РФ отменил постановление о прекращении уголовного дела. А Хамидуллин после повторного ареста прямо на скамье подсудимых вскрыл себе вены сломанным браслетом часов...

На выход с вещами?

Уровень профессионализма прокурора трудно поддается оценке. Здесь не может служить критерием количество подписанных постановлений об аресте. Гораздо важнее то, как прокурор исполняет свою основную надзорную функцию, контролируя соблюдение закона и принципа равенства сторон в уголовном разбирательстве. Именно поэтому любое сомнение в непредвзятости должно толковаться в пользу его оппонентов. Здесь нет места презумпции невиновности. Наверное, окончательно прояснить ситуацию могла бы тщательная проверка.

***

Оригинал этого материала
© "Версия", 30.09.2004, "Крышеловка-2"

Бизнесмен вскрыл вены в зале суда, протестуя против незаконного ареста

Аида Могилевская

Потерявшего много крови Хамидуллина судья вместо больницы отправил в тюрьму

Залитый кровью стол, окровавленные тряпки и мужчина, сидящий в зале суда, уронив голову на перебинтованную руку. Вокруг него 6 крепких молодых людей, один из них что-то настойчиво объясняет врачу «Скорой помощи», только что закончившему перевязку. Доктор, чуть повышая голос, произносит: «Да поймите вы, ему в больницу надо, он крови много потерял», — но молодой человек вежливо, но настойчиво, поправив оперативную кобуру, под руку выводит его в коридор. 

«Встать, суд идёт! — В зал входит судья в чёрной мантии, у подсудимого нет сил даже подняться. — Рассмотрев ходатайство, суд постановил изменить меру пресечения с подписки о невыезде на арест». 

И захлопнув материалы дела, не обращая внимания ни на окровавленного мужчину, ни на адвоката, пытающегося что-то сказать, судья покидает зал. Она уже не слышит, как рыжеволосая женщина, наклонившись через стол, сквозь зубы прошептала: «Я же тебе обещала, что посажу».

13 октября прошлого года в № 39(262) нашей газеты был опубликован материал «Крышеловка», в котором рассказывалось о многолетнем противостоянии московского бизнесмена Расыха Хамидуллина и тольяттинской преступной группировки (ОПГ), которая с начала 90-х годов осуществляет криминальный контроль на рынке автозапчастей «Южнопортовый». За отказ платить бандитам ежемесячный оброк ($1000. — Прим. ред.) предприниматель жестоко поплатился: два года избиений, угроз, вымогательств и ни чем не обоснованного бездействия со стороны милиции, закончились кровавой трагедией. Когда в очередной раз преступники, вооружённые резиновыми дубинками, нагрянули к нему домой, Хамидуллин, защищаясь, из охотничьего ружья застрелил одного из нападавших. И хотя налицо была оборона, прокурор Лефортовской прокуратуры арестовал предпринимателя за умышленное убийство. Вскоре из этого дела были выделены еще несколько, но уже в отношении членов тольяттинской ОПГ. Позже оперативникам стало известно ещё о трёх уголовных делах, возбуждённых в Москве и Московской области в отношении членов банды. Именно тогда сыщики поняли, что Хамидуллин является всего лишь ещё одной жертвой тольяттинцев. Предпринимателя до окончания следствия по делу выпустили из тюрьмы под подписку о невыезде. А позже Московская городская прокуратура (МГП) провела тщательную проверку и вовсе прекратила уголовное преследование Хамидуллина, квалифицировав его действия как необходимую оборону. По заявлениям потерпевших от рук бандитов было возбуждено ещё 5 уголовных дел в отношении тольяттинских, двое из преступников предстали перед судом, главаря банды Грищенко объявили в розыск за вымогательство.

Но как выяснилось позже, справедливость восторжествовала ненадолго. На одном из судебных заседаний по делу о вымогательстве бандитами имущества предпринимателя адвокат одного из преступников в процессе заявила буквально следующее: «...Постановление зампрокурора г. Москвы Синельщикова о прекращении уголовного дела... отменено НАШИМ ПРОКУРОРОМ — первым заместителем Генерального прокурора РФ Бирюковым, а в отношении Синельщикова возбуждено служебное расследование, и он понесёт ответственность...» Через два месяца после этой декларации Синельщиков был снят с занимаемой должности, а ещё через месяц его постановление действительно было отменено. Начался новый этап противостояния. [...]

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru