Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

VIP-резервации для "бывших"

Оригинал этого материала
© "Известия", 28.02.2005

[...] В качестве претендента на пост саратовского губернатора президент Путин внес в областную думу кандидатуру директора Балаковской АЭС Павла Ипатова. Действующему губернатору Дмитрию Аяцкову взамен губернаторского обещан пост "на федеральном уровне".[...]

5 тысяч рублей "на лекарства" бывшему губернатору

Вопрос о том, кем станет и на что будет жить губернатор Дмитрий Аяцков после ухода со своего поста, повис в воздухе. Между тем, как выяснили "Известия", в России существует обильная практика трудоустройства и социального обеспечения бывших глав регионов. Причем в последнее время по аналогии с федеральным законом о социальном обеспечении бывшего главы государства региональные парламенты принимают подобные документы, касающиеся бывших глав регионов.

Например, не так давно парламент Карелии решил, что глава республики Сергей Катанандов после окончания срока своих полномочий теперь будет получать пожизненное ежемесячное денежное содержание за счет бюджета республики в 80% от зарплаты, если уйдет на пенсию, или в 50%, если будет продолжать работать. Решение было принято, несмотря на протесты местной оппозиции: "У ветеранов отняли последние льготы, а губернатора налогоплательщики должны содержать до конца его жизни?"

Подобные гарантии уже пытались выдать губернаторам и Калининградской области, но в более скромном виде. "Еще в 1998 году наша дума приняла закон о социальных гарантиях бывшим губернаторам, - сообщил "Известиям" депутат регионального парламента Игорь Рудников. - Им положены обычная пенсия и ряд социальных выплат". Правда, несмотря на закон, бывшим руководителям области приходилось самим адаптироваться к новым условиям жизни после политической смерти. Экс-губернатор Леонид Горбенко сначала отстаивал в судах свое право руководить Калининградским рыбным портом. А сегодня Леонид Петрович является самым обыкновенным пенсионером.

Рязанская областная дума приняла решение выдать бывшему губернатору Вячеславу Любимову из областного бюджета два с лишним миллиона рублей на покупку квартиры. Первому губернатору Красноярского края Аркадию Вепреву по решению местного Законодательного собрания ежемесячно выплачивают 5 тысяч рублей - "на лекарства".

В основном же губернаторы покидают свои посты под неофициальные гарантии трудоустройства, выданные либо федеральными властями, либо крупными региональными предпринимателями. Так, глава Приморского края Евгений Наздратенко после коммунального кризиса в Приморье сам подал в отставку и был назначен главой Госкомрыболовства. Для бывшего губернатора Ульяновской области Владимира Шаманова специально была придумана новая должность - "помощник премьер-министра России по вопросам социальной защиты военнослужащих". Бывший губернатор Ставрополья Евгений Кузнецов был назначен после отставки торговым представителем России в Аргентине, а еще один бывший ставропольский глава Петр Марченко сейчас является главным федеральным инспектором по Карачаево-Черкесии. Бывший губернатор Нижегородской области Иван Скляров сейчас работает коммерческим директором компании "Волга-Телеком" - одной из крупнейших российских телекоммуникационных компаний. Его трудоустроили туда сразу после того, как Скляров проиграл выборы.

***

Оригинал этого материала
© "Новая газета", 28.02.2005, "Элитные резервации для «бывших». Стратегия и тактика чиновного парашютирования"

Синекуры нового типа: «государственный бизнес»

Ольга Крыштановская

[...] Для элиты 90-х появляется возможность конвертировать власть в собственность с помощью перехода в экс-элитную зону, которую можно называть «государственным бизнесом». Это была, по сути, спецзона в бизнесе для парашютирования отставных членов элиты…

Первые попытки конвертировать власть в собственность были сделаны еще в 1989 г. Идея принадлежала бывшему министру нефтяной и газовой промышленности СССР 1985–1989 гг. В. Черномырдину, который в августе 1989 г. преобразовал свое министерство в первый в стране государственный концерн «Газпром», председателем правления которого и стал. Еще через год концерн преобразуется в акционерное общество, контрольный пакет акций которого остается в руках бывших руководителей министерства.

Идея оказалась настолько плодотворной, что тем же путем последовали и другие.

В. Величко — министр энергетического и транспортного машиностроения СССР (1987–1991) — в 1992 г. становится председателем правления государственного концерна «Тяжэнергомаш», созданного на базе министерства, которое он возглавлял. После приватизации концерна Величко становится генеральным директором акционерного общества, которое теперь стало называться «ТЭНМА», а также председателем совета директоров Холдингтэмбанка, обслуживающего этот концерн.

Бывший министр транспортного строительства СССР (1985–1991) В. Брежнев в 1991 г., при ликвидации министерства, активно участвовал в его преобразовании в государственную корпорацию «Трансстрой», которая также в 1993 г. была акционирована.

А. Михальченко — министр специального строительства и монтажных работ СССР (1989–1991) — в декабре 1991 г. преобразует свое ведомство в государственную корпорацию «Минмонтажстрой» и становится ее президентом.

В. Мельников — министр лесной промышленности СССР (1989–1991) — приватизирует свое министерство и создает государственную корпорацию «Российские лесопромышленники», которую акционирует в 1992 г.

Н. Паничев — министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР (1986–1991) — после приватизации министерства в 1991 г. становится президентом государственного акционерного объединения «Станкоинструмент», с 1991-го — президентом частной Российской станкоинструментальной компании.

Э. Первышин — министр средств связи СССР (1989–1991) — после приватизации министерства в 1991 г. становится председателем правления Концерна производителей систем и средств телекоммуникаций.

В. Шимко — министр радиопромышленности СССР (1987–1988, 1989–1991) — после приватизации министерства в 1991 г. создает государственную корпорацию «Радиокомплекс», президентом которой становится в январе 1992 г.

О. Шишкин — министр общего машиностроения СССР (1989–1991) — в декабре 1991 г. создает корпорацию «Рособщемаш», президентом которой становится.

О. Сосковец в январе 1992 г. создал государственную корпорацию «Росчермет» на базе Министерства металлургии СССР, которое он возглавлял с апреля по август 1991 г. Стал президентом этой корпорации.

Некоторые бывшие члены правительства в этот период становятся президентами коммерческих банков. Так бывшие правительственные чиновники становятся крупными собственниками.

Новый бизнес

Другим вариантом ухода из политической элиты стало создание новых бизнес-структур для высокопоставленных чиновников. Вот наиболее яркие примеры этого рода: для ухода бывшего главы президентской администрации Юрия Петрова в 1993 г. создается Государственная инвестиционная корпорация, целью которой было привлечение иностранных инвестиций в Россию; в том же году министр экономики РФ Андрей Нечаев, покидая свой пост в правительстве, становится президентом государственного предприятия «Российская финансовая корпорация».

После становления крупных частных компаний появился и еще один вариант для ухода чиновников в бизнес: их приглашают стать вице-президентами, отвечающими за связи с государственными органами. Ради связей в высоких политических кругах на работу в «Газпром» приглашается бывший советник президента и вице-премьер Виктор Илюшин, в Альфа-банк — бывший вице-премьер Олег Сысуев, в международную фармацевтическую корпорацию ICN — бывший министр иностранных дел Андрей Козырев, в Монтажспецбанк — бывший председатель Госснаба СССР Леонид Воронин.

<…>

В начале 90-х гг. переход с номенклатурных должностей в бизнес приобрел массовый характер. Распространенным способом создания номенклатурной коммерческой структуры было так называемое пересаживание: бывший советский руководитель становился собственником коммерческой структуры, представлявшей собой не что иное, как приватизированное предприятие. Фабрику, завод или иное ведомство, по сути, просто переименовывали, меняли вывеску; при этом здание, оборудование, мебель и сотрудники оставались теми же. Бывший управляющий становился собственником.

Другим распространенным способом обмена власти на собственность стало делегирование каким-либо государственным органом полномочий по ведению коммерческих дел своим уполномоченным лицам. В качестве уполномоченных избирались, как правило, молодые люди, которые сразу становились первыми лицами мощных финансовых структур. Эти нувориши вырастали как грибы после дождя, и не было ясно, каким образом в советское время они смогли накопить такие средства. Эта «золотая молодежь» только для непосвященного наблюдателя выглядела как self-made-men. На самом деле за ними всегда стояли могущественные структуры старой власти. …

Анализ биографий крупных российских предпринимателей показывает, что 19,1% из них пришли в бизнес из государственных органов; 14,8% — из государственных банков, 30,4% — из старых промышленных предприятий.

Синекуры нового типа: фонды и ассоциации

Общественные организации и фонды формально существовали и в советское время и подчас исполняли ту же роль кадрового буфера при выдавливании членов элиты из корпорации. Но только в 90-е гг. процесс их создания приобрел такой масштаб. Это стало самым распространенным способом экскорпорации элиты.

Так, каждый четвертый член правительства Н. Рыжкова 1989 г. после прихода к власти Ельцина возглавил какую-нибудь общественную организацию: В. Бакатин — фонд «Реформа», Н. Губенко — Ассоциацию содействия культуре, В. Дурасов — Международный фонд приватизации и инвестиций, С. Колпаков — Международный металлургический союз, Н. Лаверов — фонд М.В. Ломоносова, И. Силаев — Межреспубликанский экономический комитет, В. Чирсков — Российскую внешнеэкономическую ассоциацию, В. Щербаков — Международный фонд «Интерприватизация». Причем все «бывшие» становились непременно президентами структур, создание которых они же инициировали.

Однако вскоре процесс возникновения фондов и ассоциаций стал замедляться. <…> Государство, оказывая протекцию при создании, далеко не всегда брало на себя функции поддержки подобных фондов на протяжении длительного времени. Действующие чиновники были заинтересованы не в финансовых вливаниях в дружественные структуры, а в том, чтобы обеспечить себе дополнительные источники доходов. Начался «естественный отбор» фондов, в ходе которого выжили только те, которые имели солидных спонсоров и поддержку крупных промышленных предприятий и банков.

Нарождающийся частный сектор экономики нуждался в защите своих интересов. Осознание этого привело к созданию первых лоббистских структур. Теперь уже не всегда министр, уходя в отставку, создавал «для себя» общественную организацию. Чаще уже существующие лоббистские структуры искали влиятельных «бывших» и приглашали стать их представителями.

С появлением опыта лоббистские организации осознали необходимость направлять работающих на них «бывших» в законодательные органы власти, финансируя их избирательные кампании, а подчас оплачивая депутатские мандаты. <…>

Парламент как резервация

Постепенно на первый план выходит депутатская деятельность, которая к 2000 г. становится основным типом резерваций.<…>

Депутатский мандат для отставника нередко обеспечивался серьезной административной поддержкой властей, которые все увереннее влияли на исход выборов. Депутатство, давая достаточно степеней свободы, было и отличной возможностью выслужиться — проявить лояльность к исполнительной власти, что потом могло привести к новому назначению. Законодательная ветвь власти была одновременно и трибуной, где можно было блеснуть красноречием, проявить талант политической интриги, поддержать позицию Кремля, когда это было необходимо. «Плановые» депутаты, направляемые в Думу и Совет Федерации исполнительной властью, отрабатывали доверие в парламенте и ждали новых должностей.

Категория «А»

Принятый в июле 1995 г. закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» закрепил особое положение для тех, кто занимал выборные должности. Теперь они были отнесены к специальной группе государственных должностей категории «А», куда были отнесены президент РФ, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, министры, судьи и др. Привилегии, даваемые госслужащим группы «А», стали пожизненными. При отсутствии институционально фиксированного резерва выборные должности стали представлять собой один большой «запасник», из которого власть при необходимости могла черпать кадры.

<…>

К 1993 г. Федеральное собрание России наполняется бывшими.<…>

Другие материалы раздела:
Пристанище для экс-губернаторов
Экс-губернаторы при деле
Привилегии экс-губернаторов
VIP-резервации для "бывших"
Карьера экс-губернаторов

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru