Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Московский Комсомолец", 22.04.2005, Фото: Lenta.Ru

К власти по трупам

Мэр Подольска Александр Фокин подозревается в убийстве своего конкурента и попытке "заказать" еще двоих

Александр Хинштейн

Вчера в Подмосковье был задержан глава Подольска Александр Фокин. Эта новость уже сама по себе является сенсационной. Руководителей такого ранга арестовывают у нас крайне редко. Но дело Фокина выбивается даже из этого куцего ряда, ибо подозревается он не в воровстве или взятках, а в организации громкого заказного убийства. 

По версии следствия, именно с подачи Фокина три года назад был расстрелян его предшественник Петр Забродин. 

И.о. главы Подольска Петр Забродин (он исполнял обязанности в отсутствие уехавшего в командировку мэра) погиб в ночь с 13 на 14 июня 2002 года в двухстах метрах от собственного коттеджа в деревне Сальково. Примерно в час ночи, когда Забродин возвращался домой, его “Волга” была расстреляна. Киллеры выпустили 16 пуль, не оставив чиновнику ни малейшего шанса спастись. 

От полученных ран Забродин скончался в больнице через несколько часов. Его водитель Юрий Кузьмин погиб на месте. Выжила только третья пассажирка машины — бухгалтер подольского ДСК Ирина Астряб. Женщине попало в голову несколько пуль, но врачи сумели ее спасти, хоть навсегда и осталась она инвалидом. 

Уже тогда, сразу после этого громкого преступления, в числе приоритетных версий называлась именно политическая. 

“В Подольске должны выбирать нового главу города, — писала по горячим следам наша газета. — Единственный реальный претендент на этот пост — Петр Забродин. Кого-то этот кандидат так сильно не устраивал, что его поспешили “убрать” до начала предвыборной гонки. Кого?”

И хотя вопрос этот был скорее риторическим — политический расклад в городе не являлся секретом; все знали, что в мэры рвется депутат Мособлдумы Александр Фокин, — убийство Забродина так и осталось нераскрытым. 

Уголовное дело было приостановлено. Его возобновили лишь недавно, после того как МВД вместе с подмосковной прокуратурой удалось выйти на исполнителей этого громкого преступления. 

По данным “МК”, убийцы Забродина были арестованы несколько дней назад. Эти люди входили в ближайшее окружение Фокина. 

На допросах они признались в содеянном и подробно рассказали обо всем. Оказалось, что Забродина “заказал” им будущий мэр Подольска. 

Убийцы поджидали Забродина на единственной дороге, ведшей в поселок, где стоял его коттедж. Когда он подъехал, они инициировали ДТП и открыли шквальный огонь. Забродин не успел даже выйти из салона.

По понятным причинам мы не вправе сейчас поведать обо всех обстоятельствах дела: следствие в самом разгаре. Единственное, что можно сказать, — показания киллеров подтверждаются многочисленными доказательствами. 

Подольский мэр был задержан вчера прямо на рабочем месте. Примерно в 9 утра, едва только заявился он на работу, к нему в кабинет вошли бойцы СОБРа Департамента по борьбе с оргпреступностью МВД вместе со следователями прокуратуры. Параллельно сотрудники собственной безопасности МВД блокировали милицейскую охрану: Фокин пользовался услугами вневедомственной охраны и пару недель назад, точно предчувствуя, увеличил ее вдвое. 

В момент задержания Фокин находился в кабинете один. Увидев собровцев, он побледнел и на несколько минут потерял дар речи. Из кабинета под конвоем его сразу же доставили в прокуратуру области, где принялись допрашивать в качестве подозреваемого. Одновременно в различных местах, в том числе на работе и дома у Фокина, началась серия обысков.

Александр Фокин стал первым мэром, пришедшим к власти по трупам. Человек чудовищно амбициозный и властолюбивый, к мэрскому креслу он рвался любыми путями, благо денег у него хватало: Подольский пищекомбинат, где директорствовал Фокин, слыл предприятием прибыльным. 

Однако политическая карьера его складывалась сперва неудачно. Поначалу он открыто проповедовал коммуно-патриотические идеи: поднимал своих рабочих на защиту Белого дома, помогал на выборах Зюганову, изгонял из Подольска кавказцев. О нем регулярно писали издания вроде “Завтра” или “Русского дома”, называли “новым русским хозяином” и “одним из лучших промышленников России”. 

Но вскоре Фокин осознал, что таким манером власти он никогда не добьется. Окончательное отрезвление наступило после губернаторских выборов 2000 года, когда он активно работал в штабе спикера Селезнева (в Подольске Громов проиграл), за что был обещан ему пост вице-премьера областного правительства. И Фокин изменился прямо на глазах.

Куда девались его патриотические убеждения и ненависть к инородцам? К тому времени, как познакомились мы с ним, это был уже пламенный интернационалист, истовый сторонник Путина и западничества. 

Хорошо помню свои ощущения от разговоров и встреч с Фокиным. Уже тогда я понял, что жажда власти пересиливает в нем все остальные чувства. Он готов был присягнуть кому угодно, даже дьяволу, лишь бы осуществить свою мечту — дорваться до власти.

Впрочем, в тот момент я и представить себе не мог, что ради должности этот человек готов даже на убийство...

Первый вице-мэр Подольска Петр Забродин служил для Фокина главным препятствием. Забродин работал в администрации десять лет. Авторитет его был огромен: как зам. главы по строительству, он отстроил весь Подольск. И именно Забродина собирался объявить своим преемником тогдашний мэр Александр Никулин, правящий городом еще с советских времен. 

Смерть Забродина открыла Фокину дорогу наверх. Все остальные конкуренты серьезной опасности для него не представляли. В ме 2003-го он был избран мэром города. Серьезную поддержку ему оказал Сергей Глазьев, которому Фокин помог вскоре стать депутатом Госдумы от Подольского округа. 

Подольск — крупнейший город Подмосковья, его промышленный центр. Двести тысяч жителей. Многочисленные заводы и предприятия. Должность главы открывала перед Фокиным неограниченные возможности, в первую очередь финансовые. (Впрочем, это тема отдельного расследования, ибо коррупция в Подольске достигла сегодня размеров невиданных.) 

Но недостаточно было лишь прорваться на вершину: надо было еще на этой вершине и удержаться, а для этого требовалось в зародыше уничтожить оппозицию. 

По имеющимся у нас данным, на допросах киллеры рассказали, что Фокин приказывал им подготовить еще несколько убийств. В частности, он требовал убрать бывших вице-мэров Подольска Николая Пестова и Николая Сафонова. (Пестов работает сейчас зам. главы соседней Щербинки, Сафонов — директором подольского завода “Микропровод”.)

Но преступники неожиданно отказались выполнять новые заказы: все-таки они не были профессиональными киллерами. Кроме того, они боялись, что, убив еще трех человек, станут слишком опасными свидетелями и Фокин уберет их самих. 

Услышав отказ, Фокин пришел в ярость. Он пригрозил расправой, и тогда убийцы Забродина скрылись из города. Собственно, страх перед Фокиным и стал одной из причин их сегодняшней откровенности. 

Сам Фокин хранит пока молчание и от показаний отказывается. Однако собранных доказательств вполне достаточно и без того. Возможно, когда вы читаете эти строки, Александру Фокину уже предъявлено обвинение в организации преступного сообщества и убийстве.

Не исключено, что одним из фигурантов дела станет и начальник Подольского УВД Василий Кураченко. Во многом благодаря ему убийство Забродина не могли раскрыть целых три года. Есть данные, что полковник Кураченко — ближайший фокинский друг — специально направлял следствие по ложному пути, приказывая своим подчиненным отрабатывать другие версии. 

К сожалению, руководство подмосковного ГУВД всячески покрывало действия Кураченко. Несмотря на то что Подольское УВД стало сегодня едва ли не самым криминализированным милицейским подразделением области, а целый ряд руководителей УВД были арестованы, Кураченко все сходило с рук. 

Мало того что он стал членом коллегии ГУВД. Даже после недавней проверки Генпрокуратуры, которая вскрыла ужасающие факты в работе подольской милиции (одних только укрытых убийств здесь выявили сразу тринадцать), Кураченко не только не наказали, а, напротив, попытались назначить на вышестоящую должность — вроде бы зам. начальника ГУВД Подмосковья. Это притом что за грехи Кураченко прокурору Подольска было объявлено о неполном служебном соответствии!

И это еще одна причина, почему делом Забродина занимается сегодня не ГУВД области, а само МВД. Наряду со следователями подмосковной прокуратуры в состав бригады входят лучшие сыщики сразу трех департаментов министерства. 

Объем работы столь велик, что и сыщики, и следователи пашут сутками, сменяя друг друга. По нашей информации, в ближайшее время в рамках расследования могут состояться новые задержания.

“МК” будет внимательно следить за развитием этого беспрецедентного дела.

***

Александр Фокин всегда мечтал о славе. Теперь слава к нему пришла. Навсегда.

Он войдет в историю, как первый глава муниципального образования, обвиняемый в организации преступного сообщества и убийстве. Хотя по гамбургскому счету вместе с ним на нарах сегодня могли бы оказаться многие его коллеги и даже некоторые губернаторы. Тех, кого мы сами выбирали на свою голову.

Все-таки как бы ни относиться к путинской реформе власти, в ней есть одно очевидное преимущество. Когда тебя назначают, нет никакого смысла убирать с дороги конкурентов... 

Кстати, по горькой иронии судьбы инаугурация Александра Фокина состоялась 14 июня 2003-го — ровно через год после убийства Петра Забродина. 

* * *

Как убивали подмосковных глав

3 июня 1996 г. — в своей автомашине по дороге на работу застрелен глава поселка Салтыковка Балашихинского района Владимир Москалец. 

5 июня 1996 г. — у дверей квартиры убит мэр Жуковского Виктор Мосалов.

22 июня 1999 г. — в собственном гараже убит глава Дедовска Валентин Кудинов.

31 мая 2002 г. — на Ленинградском шоссе взорван служебный автомобиль главы Озерковского района Владислава Сащихина. Вместе с ним погибла его жена. 

14 июня 2002 г. — в своем автомобиле расстрелян и.о. главы администрации Подольска Петр Забродин.

15 мая 2003 г. — по пути из подъезда своего дома к машине расстрелян мэр Троицка Вадим Найденов.

***

Судебные процессы над мэрами городов

Апрель 1997 г. — мэр Норильска Василий Ткачев был задержан по подозрению в получении взятки. В апреле 1999 г. суд приговорил его к 8 годам с конфискацией имущества.

Сентябрь 1997 г. — задержан мэр Улан-Удэ Валерий Шаповалов, против которого было возбуждено уголовное дело по факту клеветы на должностных лиц. Однако как экс-офицер КГБ, имеющий государственные награды, он избежал наказания и был амнистирован.

Октябрь 1997 г. — арестован мэр города Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская обл.) Геннадий Коняхин, которому предъявили обвинение в хищении в крупных размерах. В ноябре 1998 г. суд приговорил его к 3 годам условно.

Апрель 1998 г. — арестован и спустя месяц осужден на 6 лет по делу о нецелевом использовании кредита предприниматель Андрей Климентьев, победивший на выборах мэра Нижнего Новгорода. В июле 1998 г., отбывая заключение, зарегистрировался кандидатом на повторных выборах мэар, но регистрация была признана недействительной.

Март 1999 г. — по обвинению во взятках и хищениях арестован мэр г. Белово (Кемеровская обл.) Евгений Паршуков. В июле 2000 г. суд снял с него обвинения во взятках и переквалифицировал “хищения” в “халатность” и “нецелевое использование бюджетных денег”, приговорив Паршукова к штрафу.

Май 2004 г. — мэр города Миасс Челябинской области Владимир Григориади был задержан ФСБ при получении взятки. В октябре того же года суд приговорил его к 8 годам колонии строгого режима и штрафу в 1 млн. руб.

 
Другие материалы раздела:
Тертые палачи
К власти по трупам

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru