Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Эпизод с РАО "ВСМ" и имение Усово от благодарного Абрамовича

Оригинал этого материала
© "Комсомольская правда", 09.09.2005, Фото: ИТАР - ТАСС, Photoxpress, Лекарство от жадности

Почему российские олигархи так любят Михаила Касьянова

Александр Хинштейн

В предыдущих материалах рассказывается о том, как экс-премьеру Михаилу Касьянову достались сразу три дачи в черте Москвы и в Подмосковье. И как ему в этом помогал олигарх Михаил Фридман. Сегодня - о связях Касьянова с другим российским миллиардером - Романом Абрамовичем. 

Яма за 86 миллионов долларов

Роман Абрамович: - За вашу дачку в Усове, Михал Михалыч, я бы попросил госпакет акций «Славнефти»

Поборники Касьянова пытаются убедить нас сегодня, будто история с «Сосновками» - сущая мелочь, пустяк, недостойный касьяновских масштабов.

Это не так. Дачная афера - не частность, а элемент системы. Ведь как выясняется теперь, те же самые люди и структуры принимали участие и в других коммерческих операциях Касьянова. 

Об одной из них рассказал мне когда-то мой коллега, депутат Кирилл Рагозин, трагически погибший минувшей зимой...

...Еще в 1991 году указом Ельцина в России было создано РАО «Высокоскоростные магистрали». Делали его под крайне амбициозный проект: строительство суперсовременной железнодорожной ветки Москва - Петербург. Денег на стройку государство ухлопало немало. Но за 10 с лишним лет максимум на что хватило «ВСМ» - выкопать гигантскую яму в центре северной столицы. 

В 2002 году после проверки Счетной палаты Генпрокуратура даже возбудила уголовное дело. Оказалось, что только прямой ущерб казне составил десятки миллионов долларов. В итоге РАО «ВСМ» упразднили, а активы его - точнее, бездонный котлован - мертвым грузом повисли на государственной шее.

К тому времени в яме завелась уже рыба, поселились утки. Но ведь площадь в самом центре Питера, на Лиговке, - это гигантские деньги. И предприимчивый Рагозин решает вступить в игру. 

Он предлагает построить на месте ямы коммерческий центр. «Выкупите землю, - говорят ему в ответ, - и стройте на здоровье». Правда, при этом за землю с Рагозина требуют без малого 86 миллионов долларов: ровно столько, сколько закопала в яму РАО «ВСМ», дабы вернуть бюджету утраченные деньги. 

Цена - немыслимая. Получается - один гектар обойдется ему в 21,5 миллиона «зеленых». И тогда Рагозин находит новый способ решения. Создать некий консорциум - инвестор и государство. Государство вкладывается в строительство землей, а после сдачи объекта получает свою долю, но уже не деньгами, а площадями. 

Рагозин рассказывал мне, что обратился с этой идеей к президенту одного из госбанков, едва ли не самому доверенному человеку Касьянова. (Я не называю его фамилии, поскольку прямых доказательств нет.) Тот сходил к премьеру. И в итоге активы РАО «ВСМ» были переданы из Минфина в Мингосимущества. 

А вскоре на свет появился инвестконтракт, по которому инвестор - строительная компания «Бриз» - обязуется построить по адресу: Лиговский проспект, 26 - 38, коммерческий центр общей площадью не менее 150 тысяч квадратных метров. Стоимость проекта - 390 миллионов долларов. Из них 85 миллионов 750 тысяч 596 «зеленых» - это доля государства, внесенная незавершенным объектом строительства (проще говоря, ямой). И после сдачи объекта 22% его площадей закрепляются за государством (пункт 3.2.1 контракта).

А теперь - ну-ка - задачка на сообразительность. Как вы думаете, кто от имени государства подписывал инвестконтракт с «Бризом»? Да-да, то самое ФГУП «ВПК-Инвест». 

Явление второе, действующие лица - те же. Все, кто уже отличился в истории с «Сосновкой». 

Оказывается, после похода банкира к Касьянову, «высокоскоростная» яма была передана в управление «ВПК-Инвесту». Тот провел конкурс (как это делается, мы хорошо помним по «Сосновкам»). Понятно, не за здорово живешь. 

Рагозин рассказывал мне, как предполагалось делить прибыль и распределять откаты, но, поскольку его нет уже в живых, доказать что-либо я теперь бессилен. Скажу лишь одно: по словам моего коллеги, интересы пролоббировавших сделку людей находились внутри компании «Бриз». А кроме того, кредит в 200 миллионов долларов должен был выдать под строительство банк, которым руководил тот самый касьяновско-государственный банкир. 

В истории с «Сосновками» банкир этот тоже играл ключевую роль. Фактически он выступал в качестве «смотрящего» от Касьянова. (Михаил Фридман и не скрывает сегодня, что именно с ним он контактировал по всем «дачным» вопросам.) Тот же банкир пытался от имени Касьянова и продать «Сосновку-1» за 110 миллионов долларов.

История с «высокоскоростной» ямой наглядно подтверждает: схема, по которой Касьянову и Фридману отошли «Сосновки», задействовалась бывшим премьером не раз...

Михаил Фридман: - А мне бы хотелось взять в управление аэропорт «Шереметьево». Дача в «Сосновке» этого стоит...

Стулья от Абрамовича

Точно так же, как преступника влечет на место преступления, коррупционера, совершившего удачную, а главное - безнаказанную комбинацию, тянет повторить ее вновь и вновь.

«Сосновка-1» - не единственная дачная собственность Михаила Касьянова. Только по официальным данным, ему с женой принадлежат еще два участка. 

88 соток в деревне Жуковка вместе с домом (593 метра) записаны на Ирину Касьянову. 4,7 гектара в деревне Усово числятся за самим Касьяновым. 

Оба места - самые что ни на есть элитные. Одинцовский район, знаменитая Рублевка. Сотка стоит здесь 40 - 50 тысяч долларов. 

Не случайно Ирина Касьянова выложила за дом и участок 60 миллионов 300 тысяч рублей (более 2 миллионов долларов). То есть цена - более-менее реальная, рыночная. И кроме этическо-риторического - откуда у неработающей гражданки Касьяновой, с мужем-бюджетником и дочерью-студенткой такие деньги - других вопросов дача эта не вызывает. 

С имением в Усове - все гораздо сложнее. Эту роскошную землю, расположенную по соседству с путинской дачей, Касьянов купил вскоре после своей отставки. Но почему-то обошлась она ему в сущие гроши. За все про все заплатил он 4,5 миллиона рублей - получается менее тысячи рублей за сотку; дешевле, чем в какой-нибудь Тульской области. Это при рыночной-то цене участка в 23 миллиона долларов.

А места-то сказочные. До Москвы рукой подать. На спрятанном за зеленым забором участке - реликтовый лес: до 1999-го эта земля относилась к Подушкинскому лесхозу. 

Бесплатных пирожных не бывает. Если кто-то продал Касьянову землю в полторы тысячи раз дешевле рыночной цены, это означает одно из двух: либо с ним просто рассчитались за какие-то ранее оказанные услуги - способ очень распространенный, этакая отсроченная взятка, либо заплатил он реальную стоимость, но цену сознательно уменьшил, чтобы занизить налоги. Для лидера свободомыслящей оппозиции и то и другое выглядит прескверно. 

Итак, главный вопрос: кто же продавал Касьянову землю? Это некая фирма «Лэндиз». Учреждена она была в июне 2002-го. Уставный капитал - 10 тысяч рублей. Образован... путем внесения двух офисных кресел. То есть еще одна пустышка, каких немало было в истории с «Сосновками». 

Но вот личность гендиректора этой фирмешки заслуживает особого внимания. Светлана Попенкова, москвичка, 43 лет от роду. В тот самый год, когда «Лэндиз» появился на свет, гражданка Попенкова работала в компании «Милхауз Кэпитал». 

Кто не знает: «Милхауз Кэпитал» - это компания, управлявшая мажоритарным пакетом акций «Сибнефти». Именно через нее «ЮКОС» покупал 92% акций «Сибнефти». 

Более того. Попенкова одновременно является и руководителем ЗАО «СТВ-Инвест». Эта фирма тоже очень активно сотрудничала с империей Абрамовича, в частности, участвовала в вексельных операциях «Сибнефти». 

И вновь задаюсь я все тем же вопросом: что это - простая случайность или некая закономерность? Ведь фирма «Лэндиз» - никаких сомнений - создана была специально для покупки участков в Усове за месяц до сделки. Никакой другой финансовой деятельности она не вела. 

Давайте упростим эту ситуацию по максимуму, выкристаллизуем самую суть. Сотрудница Абрамовича встает во главе фирмы-пустышки. На фирму вешается 4,7 гектара земли на Рублевке. Через 2 года она перепродает участки Касьянову - птенцу того же гнезда, что и Абрамович. В полторы тысячи раз дешевле реальной цены. 

Вы хотите мне сказать, что это не коррупция? Случайное совпадение? В таком случае пусть Михал Михалыч пришлет пару адресов, где еще можно купить такие же участки по аналогичным ценам. Полторы тысячи процентов прибыли - это доход, который не снился даже торговцам оружием или наркотиками. 

Еще одна немаловажная деталь: в поселке «Экономико-правовой фонд» (так официально именуется лежбище Касьянова) есть всего три землевладельца. С первым вы уже познакомились. Фамилия второго ничего не скажет, да и участок у него с гулькин нос: 20 соток. Зато третий жилец - человек весьма известный. 

Имя коммерсанта Дмитрия Босова без труда можно найти в Интернете. Его называют человеком Березовского и явно не безосновательно. Именно Босов, как сообщается, по указанию Березовского накануне «оранжевой» революции обрабатывал украинскую оппозицию. А еще он работал в компании «ТрансВорлдГрупп», контролировавшейся другом Березовского, алюминиевым магнатом Львом Черным. И вместе с зятем БАБа Егором Шуппе учредил фирму «Ситилайн». 

По слухам, Босов выполнял и иные поручения Березовского. В частности, по взаимодействию с Абрамовичем, которого опальный олигарх вытащил когда-то на поверхность. 

Не слишком ли много совпадений для одного, пусть даже бескрайнего, участка? 

И если правда, что «Сосновки» стали, выражаясь олигархическим языком, «откатом» за «Шереметьево», то логично предположить, что Усово - «откат» «Сибнефти». Только вот за что? 

Самая правдоподобная версия: продажа госпакета акций «Славнефти». 

Аукцион этот был одним из самых скандальных в новейшей истории. 74,95% акций компании достались тогда «Сибнефти» и «ТНК». За сумму примерно в миллиард долларов меньшую, нежели предлагали иные претенденты. 

В газетах тогда немало писали, что ход аукциона контролировал лично Касьянов и именно он пролоббировал победу Абрамовича. 

Произошло это в декабре 2002-го. По странному стечению обстоятельств, сразу после утверждения результатов конкурса у фирмы «Лэндиз» - той, что владела участками в Усове - сменился хозяин. В феврале 2003-го ее новым собственником стала кипрская оффшорная компания «Тар Трэйдинг Инвестмент». Гендиректор остался прежним: все та же Попенкова. 

Надеюсь, что Генпрокуратура (а все данные об этих сделках я уже передал туда) сумеет докопаться до истинного владельца оффшора. И я ничуть не удивлюсь, если им окажется либо сам Касьянов, либо кто-то из его окружения. 

Одни берут борзыми щенками, другие - земельными участками. Ведь участки в отличие от щенков с каждым годом только дорожают. Особенно на Рублевке. Что, правда, никак не сказывается на щедрости Касьянова. По данным налоговой службы, он до сих пор не заплатил все причитающиеся подати и должен сегодня бюджету 12 тысяч 999 рублей 2 копейки. 

А фирма «Лэндиз», выполнив свою миссию, благополучно была распущена месяц назад. Как и большинство других упомянутых нами прокладок... 

Прокуроры в белых халатах

К просьбам олигархов премьер Касьянов отнесся с полным пониманием

В усовском имении Касьянова сейчас тихо и вольготно. Никакой стройки экс-премьер до сих пор не начал. 

Тихо стало и в «Сосновке». После того как наведались туда инспектора Росприроднадзора, выяснилось, что госэкологической экспертизы на строительство нет. 

Впрочем, основную часть работы строители уже выполнили. «Конструкция полностью завершена, - написал в акте старший госинспектор Лыжиков. - Осталось сделать внутренние работы». 

У богатых - свои причуды. «Cусловский дом» перед тем, как его забрал Касьянов, выглядел так, что, по-моему, лучшего и желать нельзя. 

Прежний владелец - Михаил де Буар - пристроил к старому зданию отделанный мрамором бассейн. Провел полный капремонт. Даже восстановил старинный паркет и стеновую обшивку из красного дерева. Ему хотелось возродить дух эпохи, ведь дом этот был несомненной исторической ценностью. До Суслова здесь много лет жил сталинский нарком Каганович. Да и сам Великий Вождь нередко наведывался сюда, о чем свидетельствуют сохранившиеся фото.

Но Касьянову все это оказалось не нужно. И он попросту снес старый дом, затеяв новое масштабное строительство - из красного, как полагается, кирпича... 

Что делать теперь с этой махиной - одному Богу известно. Ведь в Арбитражный суд Москвы поступили уже иски от имени государства. Росимущество требует отменить результаты конкурса и вернуть объекты государству. 

Чем закончится этот суд - понятно заранее. А вот дойдет ли дело до суда другого, над Касьяновым и его друзьями?

Лично мне касьяновской крови не надо. И если государству будут возвращены все оттяпанные у страны объекты, а заодно и накопленные с «двухпроцентных» времен сбережения - этого будет вполне достаточно. 

Да и 12 тысяч 999 рублей 02 копейки налоговой задолженности - конечно, тоже... 

...А ведь заплати Касьянов полную стоимость «Сосновки» - пусть не 110 миллионов, хотя бы 30, - и никакого скандала сегодня бы не было.

Но, видно, жадность - это своего рода болезнь. Вроде клептомании. И чем богаче становится клептоман, тем сильнее обуревает его жадность. 

И никакого другого лекарства, увы, кроме уголовных дел, от болезней этих не существует. 

***

Убедитесь сами: фирма «Лэндиз» с капиталом в размере стоимости двух офисных кресел продает представителю Касьянова угодья стоимостью в $23 млн. 

***

Свидетельства о покупке Касьяновым очередного родового гнезда уже в деревеньке Усово

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru