Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Греф против рейдеров

Оригинал этого материала
© "Ведомости", 13.02.2006, Греф разбушевался

Министр считает, что фигуранты списка Forbes должны сидеть в тюрьме

Александра Петрачкова, Борис Грозовский

Российские миллиардеры, заработавшие состояния на корпоративных захватах, должны не возглавлять рейтинги журнала Forbes, а “находиться в местах не столь отдаленных”. Этим мнением министр экономического развития Герман Греф поделился с предпринимателями при обсуждении новой концепции корпоративного законодательства. Но ужесточения уголовного права концепция не предполагает, и никто из присутствующих олигархов с Грефом спорить не стал.

На заседании совета по конкурентоспособности при правительстве Греф констатировал, что объектами захватов становятся крупные компании: основные фонды 50 предприятий, вовлеченных в конфликты, министр оценил в $4 млрд. “Вместо того чтобы находиться в местах не столь отдаленных, [гринмейлеры] у нас находятся на высших местах в рейтинге журнала Forbes”, — возмутился министр.

Каких именно миллиардеров имел в виду Греф, можно лишь догадываться, но многие из фигурантов списка богатейших людей России по версии Forbes так или иначе замешаны в корпоративных конфликтах. Прошлым летом офис СПК “Развитие” (один из основных активов — “Главмосстрой”) попытались захватить 200 бойцов с бейсбольными битами и металлическими прутьями. Оказалось, что еще в феврале 2005 г. без ведома владельцев компании по решению внеочередного собрания акционеров у нее сменились гендиректор, печать и реестродержатель. Новым собственником стал депутат Госдумы Сулейман Керимов (16-е место в списке Forbes, $2,6 млрд), вскоре продавший “Базэлу” контрольный пакет СПК. Сам “Базэл” (председатель совета директоров — Олег Дерипаска, 4-е место, $5,8 млрд) участники рынка упоминают в контексте войн за ЦБК “Волга” и Архангельский ЦБК. А офис киргизского сотового оператора “Бител” спустя четыре дня после его покупки МТС захватили около 100 человек в милицейской форме: Верховный суд Киргизии признал владельцем оператора “Резервспецмет”. Представители МТС и “Альянс Капитала”, экс-владельца “Битела”, утверждали, что за ним стоит Altimo, входящая в “Альфа-групп” (председатель совета директоров — Михаил Фридман, 5-е место, $5,8 млрд), но представители “Альфы” категорически это отрицают. А экс-председателя совета директоров “Ренессанс Капитала” Олега Киселева МВД подозревает в организаци ареста акций Михайловского ГОКа.

Уголовный кодекс позволяет наказывать “захватчиков”, говорит партнер юркомпании Salans Сергей Маринич. Незаконное завладение акциями подпадает под статью о мошенничестве (до 10 лет), а взятка судье — под коммерческий подкуп (пять лет), замечает он. Валерий Тутыхин из “Джон Тайнер и партнеры” насчитал в УК порядка 15 статей с наказаниями за преступления, совершаемые рейдерами.

Но Греф не собирается ужесточать УК. “Ответственность за экономические преступления должна быть материальной, а не уголовной”, — поясняет директор департамента Минэкономразвития Анна Попова. Еще для борьбы с рейдерством ведомство Грефа предлагает рассматривать корпоративные споры только в арбитражных судах по месту регистрации компаний.

Но лучший способ победить рейдерство — пара показательных процессов, в ходе которых “люди увидят, что государство порицает захваты”, отмечает Маринич. “После дела ЮКОСа многие компании стали вести себя по-другому”, — заметил на совете председатель Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. Но правительственный чиновник такой подход отвергает: “В правовом государстве так не поступают — эта мера от безысходности, на крайний случай”.

***

Оригинал этого материала
© "Газета", 13.02.2006

Михаил Фрадков считает, что в асфальт могут закатать каждого. Герман Греф запутался в рейдерах и гринмейлерах

Модная тема корпоративных конфликтов и рейдерских захватов стала предметом рассмотрения на совете по конкурентоспособности и предпринимательству. Выступая на совете в пятницу, глава Минэкономразвития Герман Греф подчеркнул, что в последние годы в России наблюдается заметный всплеск корпоративных конфликтов.

"На рынке появились гринмейлеры, которые стали миллиардерами", сделавшими, по словам министра, свои состояния на незаконном отъеме собственности. "Вместо того чтобы находиться в местах не столь отдаленных, они у нас находятся на высших местах в рейтинге журнала "Форбс", - заявил министр. Гринмейл, то есть корпоративный шантаж, к захвату бизнеса имеет весьма отдаленное отношение. Шантажист может преследовать любые цели. Например, заставить мажоритарного акционера выкупить пакет акций фирмы по цене, которая заведомо выше рыночной. В данном случае на лицо явный корпоративный конфликт, однако бизнес у собственника никто не отнимает. Поэтому приравнивать гринмейл к рейдерской деятельности попросту нельзя. 

Герман Греф считает захватчиков, которых постоянно называет гринмейлерами, неэффективными собственниками. Но рейдеры и не стремятся быть эффективными собственниками - их главная задача как раз и заключается в том, чтобы получить контроль над бизнесом, а затем передать его эффективному собственнику.

У компаний, специализирующихся на недружественных поглощениях, существует понятие "рейдпригодный объект". В первую очередь к ним относятся компании, стоимость бизнеса которых значительно дешевле, чем принадлежащие им активы. Зачастую это как раз неэффективные предприятия, которые не платят дивиденды, ущемляют права миноритарных акционеров. [...] Другой вопрос в том, что сами рейдеры не брезгуют незаконными схемами захвата собственности.

У Германа Грефа нашлись претензии и к судьям. "Довели их независимость до того, что судьи стали вне критики. Это надо взломать!" - эмоционально говорил министр. Ему ответил представитель Высшего арбитражного суда. По его мнению, главные претензии к правоохранительным органам. 

По данным главы МЭРТа, в 2005 году в России было более ста корпоративных конфликтов, которые широко освещались в прессе. Герман Греф привел оценку экспертов, согласно которой стоимость основных фондов пятидесяти компаний, вовлеченных в корпоративные конфликты, превышала 4 млрд. долларов. Согласно статистике управления экономической безопасности правительства Москвы, в 2005 году в столице было зафиксировано 117 силовых захватов бизнеса, в 2004 году - 177, в 2003 году - 151. Это официальная статистика. По оценке экспертов, ежегодно только в Москве рейдерской атаке подвергается более 300 предприятий, суммарные активы которых превышают 4 млрд. долларов. Официальная статистика не фиксирует большую часть недружественных поглощений. Директора предприятий, подвергшихся агрессии, зачастую нарушают закон и всеми силами стараются скрыть информацию о корпоративном конфликте от правоохранительных органов. [...]

Первые рейдерские компании появились в нашей стране еще в 1996 году. С тех пор корпоративное законодательство менялось неоднократно. Схемы, которые использовали рейдеры для захвата бизнеса, например, в 1998 году через банкротства предприятия, сегодня уже не работают. Однако придуманы другие технологии - не менее эффективные. Это значит, что лишь законодательным путем бороться с рейдерами невозможно.

К тому же тема захвата собственности будет неполной, если не упомянуть такого захватчика, как государство. На эту тему, как ни странно, высказался Михаил Фрадков. [...]

***

Оригинал этого материала
© "Российская газета", 13.02.2006

Из рейтинга "Форбс" в колонию

Либеральные взгляды премьер-министра Михаила Фрадкова вчера явно сразили бизнесменов, собравшихся на Совет по конкурентоспособности и предпринимательству для выработки плана по защите их детища от незаконных захватов.[...]

"Необходимо так усовершенствовать корпоративное законодательство, чтобы процессы поглощений не приводили к ухудшению ситуации в экономике", - заметил он, предположив, что "иначе вся жизнь пройдет в ожидании момента встраивания в государственную машину, чтобы не попасть под нее первым". На этом, правда, он как-то несколько смутился и взял паузу, но чуть позже нанес решительный удар, фактически дав оценку происходящим в стране событиям: "Эта машина имеет право на существование, но государственная машина должна асфальт укладывать, а не в асфальт закатывать".[...]

Методов защиты бизнесменов у министра экономического развития и торговли оказалось немало. В частности, Греф предложил принять поправки в Арбитражный процессуальный кодекс для предотвращения незаконного отъема собственности. Мотивы очевидны: на российском рынке очень велика доля корпоративных конфликтов и силового захвата собственности. Чем дороже становится собственность, тем больше изыскивается средств для ее незаконного отъема, разъяснял Греф. По его словам, в стране действуют так называемые гринмеллеры, которые стали миллиардерами, незаконно отбирая чужую собственность, и являются неэффективными собственниками, только захватывающими бизнес для перепродажи, а не для его развития.[...]

Должна быть проведена китайская стена между судами общей юрисдикции и арбитражными и трудовыми и корпоративными спорами", - заявил Греф, поскольку под видом трудовых споров налагаются аресты на имущество предприятий, что приводит к их банкротству и последующей продаже. В качестве примера министр привел судебную историю, связанную с покупкой компанией "ЛУКОЙЛ" добывающего актива. Сначала один из районных судов Москвы вынес запрет на эту сделку, а, после того как это судебное решение было отменено вышестоящей инстанцией, аналогичное решение о запрете продажи активов было вынесено двумя районными судами Чеченской Республики. Поэтому, по мнению главного экономиста, рассматриваться корпоративные споры должны только арбитражными судами на территории, где находится ответчик по иску. При этом заявитель обязан предупреждать ответчика заранее о том, что в отношении него подан иск. В России, заметил Греф, широко распространен "корпоративный шантаж", который возможен в связи с недостаточно эффективным судебным контролем. Получается, что судьи порой сами вовлечены в такие шантажи и действуют в интересах определенных сторон.[...]

***

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 13.02.2006

Рейтинг строгого режима. Герман Греф предложил сажать бизнесменов по списку Forbes

[...] Как пояснили Ъ источники, близкие к министру, Герман Греф вовсе не стремился шокировать присутствующих - он всего лишь стремился сделать вводную речь к докладу не слишком сухой. Нельзя не отметить, что у главы МЭРТа это получилось. 

[...] Ни сам господин Греф, ни его пресс-служба не пояснили, какой - мировой или российский - список миллиардеров имел ввиду министр. В топ-10 прошлогоднего международного рейтинга входят только два гражданина России - Роман Абрамович и Вагит Алекперов. Если же речь идет о российской версии рейтинга, то подавляющее большинство его участников так или иначе обвинялись в "захвате собственности". 

Пока никто из российских предпринимателей не признался в том, что из-за своей склонности к гринмейлу должен сидеть в тюрьме. В ЛУКОЙЛе заявление Грефа не комментировали, равно как и в Millhouse Capital, управляющей российскими активами Романа Абрамовича и его партнеров. Андрей Шторх, представитель группы компаний "Ренова", заявил, что не может прокомментировать заявление Германа Грефа, так как нет возможности связаться с Виктором Вексельбергом, который находится за границей. В "Интерросе", "Норильском никеле", "Северсталь-групп" не стали комментировать заявление господина Грефа. Не стали этого делать и в Альфа-банке, в компании Altimo, контролирующей телекоммуникационные активы "Альфа-групп", "Русале", "Базовом элементе", НЛМК. [...]

С чего это он?

Альфред Кох, бывший вице-премьер и глава ГКИ:

- Герман Оскарович всегда был франтом, вот и сейчас он следит за модой. А я не вижу противоречий: можно сидеть в тюрьме и при этом занимать верхние строчки в Forbes.[...]

Юрий Коропачинский, председатель совета директоров компании "Сибмашхолдинг": 

- Ни с чего. Я слышал это выступление, Греф был абсолютно корректен, может, его переврали. Греф сказал, что рейдеры, нажившие миллиарды, в России легальны и в русской версии Forbes находятся вверху рейтингов, а в развитом мире они были бы в местах не столь отдаленных. О конкретных людях я не хочу говорить, но принципиально согласен. [...]

Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:

- Греф, видимо, вспомнил, как создавались крупнейшие компании начала 90-х годов, и у него возникли ассоциации с современным рейдерством. Если бы Греф не остановился в рассуждениях, ему бы пришлось сказать, что надо арестовать Путина и Сечина. Ужас перед этой мыслью не даст ему реализовать озвученные идеи. Да и россияне, названные Forbes, имеют больше влияния, чем несчастный Греф. 

Первая двадцатка русского Forbes (апрель 2005 года)

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru