Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Московская правда", 22.09.2006

Бой с тенью

Кто остановит Сослана Харебова

Последние чистки, предпринятые федеральной властью в отношении ряда высокопоставленных представителей силовых структур, доказывают, что угрозы в адрес коррумпированных чиновников со стороны Владимира Путина отнюдь не были ритуальным сотрясанием воздуха. Увольнения из всевозможных «органов» происходят уже порой десятками человек в день, и, видимо, это еще не предел. Представить, что в этой ситуации многочисленная когорта российских чиновников не испугалась, затруднительно. Наоборот понятно, что при таких обстоятельствах одна «коррупционная парадигма» нашего бытия должна смениться несколько другой. Это в свое время прекрасно описал Гоголь - приходит человек к чиновнику, и перед ним важный и вежливый господин (Чичиков), который взяток не берет, но, правда, и просьбу посетителя не исполняет. В итоге проситель окольными путями узнает, что «заносить» надо какому-то мелкому клерку, который в свою очередь по цепочке передаст все, куда положено.

Вообще много таких «коррупционных парадигм» было изобретено за долгую российскую историю с ее перманентными всплесками борьбы с коррупцией на самых разных уровнях. Бывает же и так: живет себе крупный чиновник, весь из себя чистый и светлый. И взяток даже не берет и живет даже скромно. Но где-то там сбоку, что называется, параллельным курсом, крутит свои сомнительные делишки какойнибудь друг юности этого честного чиновника и прикрывается при этом его «честночиновничьим» именем. Это одна из самых распространенных ситуаций в российской власти на все времена. Даже у Петра Первого был свой Меншиков, и критики великого императора до сих пор припоминают именно ему меншиковское воровство. В итоге такой дружбы честный чиновник либо в лучшем для него случае просто теряет репутацию честного, потому что «друг юности» постарался, либо в худшем для чиновника случае теряет и должность, и репутацию.

Классический пример подобной «дружбы» в эпоху суверенной демократии – это странные взаимоотношения питерского профессора-юриста Николая Егорова и северокавказского бизнесмена с непростой репутацией Сослана Харебова. Егоров пользуется, видимо, заслуженным авторитетом в мире юриспруденции, он влиятелен, он предлагает свое видение устройства судебной системы страны и т. д., и к его мнению прислушивается, как говорят, даже первое лицо государства и даже считает Егорова своим другом и наставником.

Судя по всему, профессор Егоров каким-то образом вовлечен и в бизнес-процессы, иначе бы, наверное, вряд ли влиятельный деловой журнал «Финанс» включил его в ТОП-720 российских миллиардеров в 2006 году, причем только с одной формулировкой, объясняющей хоть как-то происхождение состояния в 65 миллионов долларов: «партнер Сослана Харебова».

Скорее всего эта формулировка обозначает, что составители рейтинга банально не нашли прямых следов бизнес-деятельности Николая Егорова, но кто-то осведомленный и принципиальный нашептал составителям, что вот у предпринимателя Сослана Харебова есть свой бизнес - такой-то, такой-то... Но есть и партнер по бизнесу – профессор Егоров. Учитывая, как собирается информация для подобного рода рейтингов, можно почти не сомневаться, что Егоров попал в список именно таким или приблизительно таким образом. Недаром Егоров и Харебов стоят в этом списке впритык друг к другу, и состояния их оценены в абсолютно идентичную сумму, то есть по 65 миллионов долларов США. Типа «совладельцы в пополаме».

Егоров, вполне возможно, и не ведает, что он в каком-то там Списке 720 богачей в роли «совладельца Харебова» или не придает этому значения, дескать, что обращать внимания на наветы желтой прессы. Вполне возможно, что Егоров искренне не догадывается, что одна эта формулировка «партнер Харебова» дает этому Харебову невиданные рычаги для личного обогащения. И когда Харебов крутит какие-то свои бизнес-дела и бизнес-делишки, тень от этой деятельности падает и на «партнера». Поэтому когда Харебов, как утверждали его недоброжелатели, поставил своего человека в Межрегионгаз, а тот продавал газ с незаконной наценкой, объясняя покупателям, что деньги пойдут на предвыборную кампанию Путина, то получается, что и Егоров как партнер (а он ведь никак не опроверг) замешан. Поэтому когда бывший замгенпрокурора Бирюков личным указом отменял следственные действия в отношении Харебова по делу о незаконной приватизации ОАО «Апатит», многие, несомненно, подумали, что это именно «совладелец» постарался и поговорил с кем надо.

Однако главный, условно говоря, «актив» бизнесмена Харебова на данный момент - Российский фонд федерального имущества, главу которого Петрова иногда прямо называют ставленником питерского профессора Егорова, хотя есть мнение, что истинным лоббистом в деле назначения чиновника выступил вовсе не Егоров, а именно Харебов. По крайней мере первый заместитель РФФИ господин Коробов – давний соратник Харебова по компании «Русинкор» (один из основных бизнес-активов Харебова), проработавший под непосредственным руководством Харебова долгие годы.

Вообще нужно отметить, что с приходом нового руководства РФФИ воистину сменил имидж. Если раньше фонд воспринимался как затрапезный правительственный департамент с чисто техническим функционалом, то сейчас название фонда буквально не сходит с газетных страниц. Скандал следует один за другим, и все они так или иначе связаны с сомнительными акциями по продаже госсобственности и их часто еще более чем странными последствиями. И едва ли не в большинстве этих скандалов вокруг РФФИ каким-то образом всплывает фамилия Харебова, который где-то, как-то, что-то там...

Вспомним, например, знаменитый случай, когда некий предприниматель Станислав Чех пытался незаконно продать четыре вертолета Ми-8. Ведущие государственные СМИ страны тогда открыто давали информацию, что «среди сообщников мошенника, который пытался продать четыре боевых вертолета Ми-8, были высокопоставленные чиновники из Российского фонда федерального имущества». И помогали эти «сообщники из РФФИ» не кому-нибудь, а старому приятелю все того же предпринимателя Харебова (Чех и Харебов, по некоторым данным, некогда вместе «работали» с компанией «Киселевскуголь»).

Но гораздо ярче истории с продажей вертолетов – эпопея с приватизацией Новочеркасского завода синтетических продуктов (НЗСП). Как отмечала пресса, харебовский «Русинкор» через подконтрольную компанию «Орион» приобрел завод, который реально на тот момент стоил «в несколько раз дороже». Зачем, само собой, переплачивать, когда главные фигуры в ответственном за продажу ведомстве твои протеже и на них можно банально жестко надавить?

К тому же даже «по дешевке» НЗСП стоил весьма прилично. Говорят, что для расплаты за завод и последующих первоначальных инвестиций в производство Харебов взял кредит в МДМ-банке порядка тридцати миллионов долларов. Сомнительная продажа НЗСП вызвала тогда бурю гнева со стороны самых разных государственных мужей: против выступили и Герман Греф, и ряд депутатов, один из них - Алексей Агеев даже направлял запрос тогдашнему генпрокурору Устинову с требованием провести тщательную проверку сделки по продаже завода. Однако Харебов отнюдь не факт, что испугался общественного резонанса. Злые языки утверждают, что с каждым днем аппетиты влиятельного уроженца Грузии, обладающего возможностью обеспечивать покупки заводов по в разы заниженной цене, растут и давно вышли за все нормы приличия. До такой степени, что в какой-то момент «свои люди» в РФФИ банально перестали слушаться и обеспечивать заработками.

Неизвестно, кто конкретно и за что наказал первого зампреда РФФИ Коробова, но спустя некоторое время после неудачно проведенной акции по продаже НЗСП на чиновника было совершено две странные попытки покушения. Сначала под служебным автомобилем Коробова якобы нашли предмет, напоминавший самодельное взрывное устройство. А еще через несколько месяцев некие злоумышленники взорвали входную дверь в квартиру Коробова. Мощность взрыва была эквивалентна 80 граммам тротила, что крайне мало для полноценного покушения на убийство, но вполне достаточно, когда человека нужно «слегка припугнуть».

Эти два случая, очевидно, схожего характера, не произвели, кстати говоря, ни малейшего эффекта на следственные органы. Было возбуждено всего лишь дело о хулиганстве по факту, очевидно напоминающему покушение на убийство на чиновника, между прочим, одного из высших уровней - ответственного за все приватизационные сделки в России. Неизвестно, удалось ли припугнуть Коробова, но совсем недавно он будто бы подал заявление об уходе с поста зампреда РФФИ. И что опять же интересно - по сути, главный на данный момент приватизатор страны ни с того, ни с сего подает заявление об уходе, а кругом молчок. Никаких комментариев со стороны правительственных чиновников, никаких «объяснений ситуации»...

Совсем как полгода назад, когда был убит руководитель сибирского межрегионального отделения РФФИ Сергей Корольков. Местная прокуратура возбудила по горячим следам дело по статье «убийство по найму», а дальше тишина. Чем закончилось расследование такого громкого преступления против высокопоставленного госслужащего, неизвестно. Вполне возможно, что было в итоге закрыто или переквалифицировано из заказного убийства в бытовое. И вот таких вопиющих и крайне сомнительных «случаев» и историй, где почти всегда на заметных ролях фигурирует имя пассионарного северокавказского бизнесмена, наверное, не один десяток. И практически каждый раз «эффект преломления» общественного сознания в оценке этих случаев (со стороны прежде всего дотошных журналистов) очень прост: дядя Сослан что-то сделал, а подумали на дядю Колю. Именно так и разрушаются репутации честных людей. Дядя Коля - друг дяди Вовы, а дядя Сослан - друг дяди Коли. А потом сидят, к примеру, за чашкой чая дядя Вова с дядей Колей и гадают - чего это об них плохо западная пресса пишет...

Опять, видать, Березовский всех журналистов подкупил.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru