Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 16.03.2007

Синьор Помидор и Кирюха с Таганрога

Томатные короли хотят выращивать пшеницу. В Совет директоров крупнейшего в РФ экспортера зерна «Югтранзитсервис» избран Максим Протасов

Андрей Шувалов

Недавно в Таганроге состоялось собрание акционеров крупнейшего российского экспортера зерна — компании «Югтранзитсервис» (ЮТС). Во время заседания, длившегося всего час, представителю миноритариев, управляющей компании (УК) «Трастком», удалось получить одно место в совете директоров. Этим представителем стал глава «Помидорпрома» Максим Протасов.

Справка: Максим Протасов родился 14 октября 1972 года в Москве. В 1994 году закончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова, отделение политэкономии. В 1995 г. окончил Аспирантуру Института Латинской Америки РАН. В 1992 году во время обучения в МГУ торговал цветами на Рижском рынке, впоследствии занялся спекуляцией акциями предприятий алюминиевой промышленности через созданный им Чековый Инвестиционный Фонд "ВЕГА". С 1993 - 2003 г.г. возглавлял основанный им ОАО "Регистратор Р.О.С.Т.". С 2003 года позиционирует себя как успешный бизнесмен в области производства российских продуктов питания (Председатель правления холдинга «Помидорпром»). Однако консервы с брендами «Помидорпрома» производятся на более чем 90% за пределами РФ.

По мнению аналитиков, Максим Протасов должен стать проводником политики миноритарного акционера, которому якобы продал свои акции бывший генеральный директор ЮТС Кирилл Подольский. В связи с поспешным и скандальным уходом Подольского из ЮТС (акционеры компании утверждают, что «благодаря» ему на ЮТС повисли огромные долги, а часть денег, скорее всего, была выведена в оффшоры, проще говоря, украдена) возникла необходимость заиметь в компании «своего человека».

Эту роль Кирилл Подольский и отвел Максиму Протасову. Невзирая на то, что глава «Помидорпрома» не имел никакого отношения к зернотрейдерству, да и успехи его на ниве переработки сельхозпродукции более чем проблематичны.

Но сомнительное деловое прошлое Протасова не волнует сегодня Подольского. Для него главное – постараться переломить ситуацию и вновь прибрать к рукам «Югтранзитсервис». Вернуть его, потому что без этой компании Кирилл Подольский – никто. Как бы он ни говорил, что будет покупать элеваторы на Украине, что будет продавать зерно в Северную Африку, какие бы заверения ни раздавал – ясно одно: успешный бизнес для г-на Подольского возможен только при том условии, что ЮТС будет работать ЛИЧНО НА НЕГО.

Синьор Помидор

Так с ласково-снисходительной иронией называют в журналистских кругах Максима Протасова. Хлыщеватый молодой человек с внешностью выпускника провинциального пединститута. Манеры вежливые, Людей презирает, даже тех, кто работает с ним. С партнерами особо не церемонится.

О прошлом вспоминать не любит. В беседах с журналистами переходит сразу на тему «Помидорпрома». Это и понятно – торговля цветами, спекуляции акциями и контакты с будущими олигархами ельцинского призыва сегодня могут сойти и за моветон, а вот рассказы о том, что у каждого россиянина на столе стоят ЕГО, Протасова консервы – это самый правильный PR.

Между тем, именно прошлое Протасова явно говорит одно: этому человеку все равно чем заниматься. Лишь бы быть на виду, находиться рядом с сильными мира сего. Начинал он на рубеже 90-х с весьма «почтенного» бизнеса – держал видеосалон, где на двух телевизорах «Рубин» с диагональю 61 см и убитым кинескопом столичным пацанам крутил тайванские боевики и эротику.

Потом был МГУ. Учебой Максим особо не занимался, с головой окунувшись в спекулятивный бизнес. Перепродажа акций алюминиевых заводов, компьютеров и китайского ширпотреба, создание своего фонда «Панорама», через который все это проходило.… Уже тогда люди, работавшие с ним, отмечали его склонность к нарушению корпоративной этики и пренебрежение к чужим интересам. «Колхозов не люблю с детства. Любая ассоциация – это колхоз. А где колхоз – там разруха. Поэтому коллективное принятие решений с обсуждениями – это явно не мое»,- заявит позже Протасов. 

«Вокруг "Панорамы" всегда бушевали скандалы. Это была очень агрессивная компания, они завоевывали клиентов всеми правдами и неправдами, зачастую на грани фола. Имелись вопросы по части отношений с клиентами и участниками рынка, это не всегда была fair play»,– говорит гендиректор регистратора "НИКойл" Максим Калинин.

Протасов приезжал в регионы, убеждая, что он лучше, чем кто бы то ни было сможет обеспечить услуги, связанные с ведением реестров. Не имевшие опыта «красные» и иные директора соглашались – гипнотическое влияние на них оказывали костюмы «Бриони», столичная напористость Протасова и то, что к ним лично приехали люди «из самой Москвы». 

В середине 2001-го произошло слияние "Панорамы" с регистратором ФРК. Объединенная компания стала лидером рынка с долей в 40%, ее оборот достиг $30 млн. Однако за это Протасову пришлось уступить 50% акций структурам Millhouse Capital. Новую компанию назвали "Регистратор Р.О.С.Т.".

По сути, в ней Протасов стал наемным менеджером. И очень скоро в Millhouse поняли, что деловые качества Максима сильно преувеличены. Новых проектов не было, в корпоративных войнах, которые вели структуры Абрамовича, он оказался абсолютно бесполезным.

Ему перестали доверять. И Протасову пришлось уйти. 

Вот тогда-то он, якобы, и подумал про консервы на столе каждого дорогого россиянина.

Купив на вырученные от продажи Р.О.С.Т. деньги акции «Помидорпрома», Протасов решил повторить подвиг Довганя и завалить Россию фруктовыми и овощными консервами под своими брендами. И еще напоить всех соками. С этой целью были куплены заводы в Кабарде, в Волгоградской области, а также приобретено хозяйство «Заря».

Однако с самого начала «консерватора» преследовали неудачи. Началось все с того, что против Волгоградского консервного холдинга, мощности которого начал использовать Протасов, было возбуждено уголовное дело по части невозвращения кредита Сбербанку. Который был взят холдингом именно в 2003 году. Скорее всего, эти деньги были пущены на развитие «Помидорпрома» (читай - на покупку элитной московской недвижимости и представительских авто). Вот только расплачиваться по кредиту пришлось не Максиму Протасову.

Блицкриг на помидорном поле явно не получался. Несмотря на громкие декларации о том, что он накормит всю страну консервированными огурцами и всем, чем нужно, Протасов не смог ни поднять необходимые для этого земли, ни организовать собственное производство огурцов, помидоров, грибов, клубники и всего, что он обещал дорогим россиянам. Например, сегодня из 6000 га земли в «Заре» (Волгоградская область) обрабатывается порядка 100 (!) га. При этом в его хозяйстве жестко эксплуатируют несовершеннолетних – привозят подростков из Пермской области, которые вкалывают на полях Протасова за 3000 рублей в месяц. И это притом, что средний уровень зарплаты по региону составил 8000 руб. в 2006 году.

Единственный цех на Волгоградском консервном заводе, где половниками разливают в бутылки кетчуп, закрывает, по словам Протасова 1,5% российского рынка. Однако верится в это с трудом. Наверное, в статистику он добавил еще и томатную пасту, которую производят в…Узбекистане.

Да-да! На российских предприятиях Протасова мало что производят. Кетчуп в Волгограде (где, кстати, он так и не запустил уникальное югославское оборудование, гниющее под открытым небом), да кабачки на Урухском заводе в Кабарде – вот то немногое, что делается у нас в стране. Остальные продукты под маркой «Огородников» заказываются... за рубежом. Маринованные огурцы – в Венгрии, паста, как уже говорилось, в Узбекистане, грибы – в Китае, ананасы – в Таиланде и т.д.

То есть поддержка зарубежных тружеников села, и так дотируемых своими правительствами, налицо, а российскому АПК – кукиш с маслом.

Своего интереса Протасов и не скрывает. Зачем, рассуждает он, мне волгоградские помидоры, если я куплю в Иране значительно дешевле…

Весьма странно, что Протасов жалуется при этом, что уровень доходов от торговли консервами очень низок. По «Помидорпрому» он называет всего три процента. Для сравнения – это ниже, чем даже в такой «убитой» отрасли, как сельхозмашиностроение.

Не верю – сказал бы в этой ситуации К.С.Станиславский.

Стараясь прикрыть свои неудачи, Протасов пытается присосаться к государственной казне. Однако на этом поприще он пока не достиг больших успехов. Показательно, что причину негативного отношения к проектам Протасова вполне доходчиво разъясняют те, от кого зависит выдача казенных денег. Так, например, совершая поездку по предприятиям АПК Кабардино-Балкарии, глава Правительства этого субъекта Федерации Андрей Ярин в пух и прах разнес бизнес-схемы работы владельцев Урухского консервного завода. «Проблема в слабой экономической подготовке руководства предприятия, сказал он. - Безусловно, люди знают, как делать консервы, но не знают, как наладить организационные и экономические процессы… Мы не можем лишить зарплаты тех же учителей из-за того, что на Урухском консервном заводе, мягко говоря, не умеют работать, - сказал он в ответ на просьбу главы администрации района, через которого пытался действовать Протасов, помочь заводу с финансированием. - До тех пор, пока они это не осознают, говорить о чем-то бессмысленно».

Судя по всему, Протасову сегодня так же наскучил «Помидорпром», как и в свое время работа регистратором. Примечательно, что он не стал участвовать в конкурсе на покупку крупнейшего в СССР Крымского консервного комбината. При смешной – даже для неприбыльного «Помидорпрома» - цене $5 млн. за все.

Поэтому можно не удивляться, если скоро он заявит о продаже своего бизнеса и полностью переквалифицируется в зернотрейдеры. Тогда он хотя бы узнает что-то новое – например, чем отличается элеватор и бункер от «шестисотого мерина».

Кирюха с Таганрога

Другой персонаж нынешней шумихи вокруг ЮТС – полная противоположность лощеному москвичу. При всей своей приземленности и, чего уж там, удачливости, Кирилл Подольский являет собой образ выросшего на романах Жюля Верна прыщавого подростка из коммуналки, не расстающегося с мыслью о теплых морях и собственных яхтах.

Справка: Кирилл Подольский, родился в Таганроге в 1970 году. В конце 80-х поступил в Таганрогский радиотехнический университет (ТРТУ), обучался по специальности «электровычислительные машины». Будучи студентом, активно занимался бизнесом «купи-продай». После окончания вуза создал свою фирму. В 1997 году совместно с партнерами приобретает акции Таганрогского судоремонтного завода. В 2001 году становится владельцем туристической компании «Тревел-Сити». С 2003 года — генеральный директор управляющей компании ОАО «Югтранзитсервис». В этом же году Подольский возглавляет Таганрогский филиал «Союза правых сил» и становится основным спонсором партии. Личный друг Анатолия Чубайса и Егора Гайдара.

Мечта о путешествиях была реализована в виде собственной турфирмы, мечты о яхтах – тоже. Подольского никогда не мучили вопросы вроде того, почему крестьяне, пшеницу которых он продает, не могу отправить своих детей не то что на яхте прокатиться, а просто в оздоровительный лагерь на берег Азова. Не мучают они его по одной причине: тогда бы Кирилл не купил себе яхту и не устраивал на ней всевозможные «пати» и «сейшны».

Но вернемся к торговле зерном и к тому, почему Кирилл Подольский спешно бежал из ЮТС.

Уставной капитал ЮТС делится на 2 части – 70% акций принадлежит ITF Holding и 30% до недавнего времени – лично Подольскому, а ныне – «Трасткому».

Подольский ушел из компании в тот момент, когда представители главного акционера уличили его, в частности, в финансовой нечистоплотности. Вопросы вызвали ряд сделок, в частности факт «покупки» компании «Дон», детали которой до запятых прорабатывала финдиректор, а по совместительству, поверенная во всех темных делах Подольского Марина Барбараш. А также получения на ЮТС кредита на 12 миллионов на длительный срок без целевого использования. 

Сегодня гражданами Подольским и Барбараш занимаются офицеры Главного Следственного Управления МВД РФ. Так что не исключено, что доморощенные Бонни и Клайд могут оказаться за решеткой, поскольку кидать сегодня государство российское по схемам 90-х гг. – прямой путь для занятий яхтенным спортом где-нибудь под Краснокаменском…

Как бы то ни было, очевидно одно: в ближайшие месяцы зерновой рынок России станет свидетелем крупного скандала, связанного с деятельностью бывшего главы «Югтранзитсервиса». Свой ход томатные короли сделали. Настал черед Министерства внутренних дел…

Вместо послесловия

Недавно Максим Протасов объявил о покупке нового бизнеса - трех мебельных магазинов, в которых продается мебель из ротанга. А Кирилл Подольский, мечтавший, по утверждениям бывших сослуживцев, попасть на съемки «Комеди Клаба», получил-таки заветную контрамарку от самого Гарика Бульдога Харламова. 

С таким счастьем, и на свободе?

 

Другие материалы раздела:
Синьор Помидор и Кирюха
Подольский и биотопливо
Время "временщиков"

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru