Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Конкурентная борьба на рынке чая перешла в стадию милицейских наездов и обвинений в шпионаже

© "Новые Известия", 19.07.2007

Чайное следствие. Зачем сотрудники питерского УБОП навестили московскую компанию «Май»

Евгения Комарова

Раннее утро. Туман. На трассе – автобус с ростовскими номерами и надписью «Турист» на борту. В салоне - двенадцать милиционеров, которые ночь напролет едут из Санкт-Петербурга в Москву. Эта картина вполне сошла бы за рядовую сцену из типичного детектива, если бы не одно «но». Авторами сюжета выступили сами питерские стражи правопорядка. 

На руках у милиционеров, а это сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, - постановление об обыске. Оно подписанное не судьей, а следователем, что возможно лишь в случаях крайней спешки. Например, когда есть опасения, что подозреваемый может скрыться. Но милиционеры едут не на задержание особо опасного преступника, который в любой момент готов удариться в бега. Подозреваемый – не человек, это – компания, работающая на рынке более пятнадцати лет. Она занимает территорию в несколько гектар, в компании работает около двух тысяч сотрудников.

Целью спешной командировки стала компания «Май» - производитель «Майского чая», которую милиционеры из северной столицы подозревают в промышленном шпионаже. Точнее, бывшего сотрудника компании, который был уволен из «Мая» больше года назад. Он, по версии следствия, шпионил за другим отечественным производителем чая – компанией «Орими трейд» из Санкт-Петербурга. В результате в феврале 2007 года было возбуждено дело по двум статьям Уголовного кодекса: по ст. 183 («Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну») и по ст. 204 («Коммерческий подкуп»). По мнению экспертов, предметом интереса москвичей могли стать планы «Орими трейд» по регистрации чайных марок

Руководство «Мая» причастность к попыткам незаконно получить информацию, составляющую коммерческую тайну конкурента, отрицает, заявляя, что не имело никаких контактов со своим бывшим сотрудником с момента его увольнения. Что, разумеется, правильно. Доказывать вину – дело следствия. Однако то, каким образом оно решило это делать, вызывает, по меньшей мере, удивление. 

Все началось с обыска в офисе «Мая» и допроса ее генерального директора. После этого, изъяв финансово-хозяйственную документацию, следователи вернулись в город на Неве. Дальнейшие же события порождают множество вопросов, ответить на которые в состоянии только прокуратура. Вместо того чтобы заниматься изучением полученного во время обыска материала, следователи начали активно общаться с прессой. Например, на сайте «Фонтанка.ру» Агентства журналистских расследований появилась не только информация о ходе следствия, но и угрозы со стороны «одного из офицеров УБОП» в адрес ряда топ-менеджеров «Мая». Хотя официальное обвинение московской компании до сих пор не предъявлено, видимо, по причине недостаточности оснований. В связи с этим милиционеры, по всей видимости, решили пойти другим путем: подготовить общественное мнение к появлению на свет не совсем удачно выстроенного дела, заранее объявив свою позицию по данному вопросу. 

В результате в прессу просочилась информация как о ходе следствия, так и о планах милиции в отношении некоторых лиц. Если бы последние считали себя преступниками, такой анонс действий правоохранительных органов – верный способ узнать, что пора «лечь на дно», а еще лучше – покинуть Россию, ведь ориентировок на этих людей ни у транспортной милиции, ни у таможенников пока нет. Понятно, что следователи, действуя таким образом, грубо нарушают Уголовно-процессуальный кодекс и закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Тем более что презумпция невиновности у нас в стране, вроде, тоже пока номинально существует. Решить, виновен ли подозреваемый, согласно действующему законодательству, может только суд. Но это, похоже, питерских правоохранителей особо не беспокоит: если нужен результат, все средства хороши. 

Визит в столицу столь представительной делегации - удовольствие недешевое, хотя дело, которое расследуют петербургские милиционеры, далеко не стратегической важности. Ведь, по сути, это лишь проверка подозрений версии коммерческой компании о том, что нарушаются ее интересы. Еще неизвестно, подтвердятся ли эти подозрения. И это при том, что милиция непрерывно жалуется на недостаточность финансирования. Обычно по таким делам выезжает один человек: если в другой город, то на поезде, если по месту, то на общественном транспорте. В данном случае, где речь, по сути, идет о простой «разборке» между двумя коммерческими структурами, оторвали на несколько дней от работы сразу двенадцать сотрудников. Еще большая загадка: почему решили навестить столицу именно сотрудники УБОП, а не созвучного, но более близкого по характеру работы к сути вопроса Управления по борьбе с экономическими преступлениями? Непонятно также, как следователи будут объяснять судье, почему они выехали в столицу в такой спешке, не удосужившись получить у него санкцию на обыск, ведь по закону «Об оперативно-розыскной деятельности» им придется это сделать. Показательна и дата визита петербургских милиционеров в Москву. Дело, как известно, было возбуждено еще в феврале. Но с тех пор о нем ничего не было слышно. И вдруг летом, спустя полгода, в страшной спешке, милиционеры отправились в столицу. Что произошло? Версии на этот счет могут быть разные. Не исключено, что одна из них связана с тем, что в мае «Орими трейд» и «Май» должны были подписать мировое соглашение, и руководство петербургской компании тогда было не заинтересовано в эскалации конфликта. 

Разглашение материалов следствия до предъявления официального обвинения и угрозы в адрес подозреваемых в прессе – вполне достаточное основание для прокуратуры, чтобы в порядке надзора внимательнее ознакомиться с данным делом. Тем более что такие сведения журналисты получили не от сотрудников пресс-службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которым положено делиться с прессой подобной информацией, а от следователей. Однако прокуратура пока молчит. 

***

© "Наша Версия", 23.07.2007, Чайная бесцеремонность. Конкурентная борьба на рынке чая перешла в стадию милицейских наездов и обвинений в шпионаже

Павел Волошин

[...] Если верить газетным подшивкам, детективные истории на чайном рынке страны случались и раньше, причем их фигурантом была как раз «Орими». Поводов для скандалов хватало: слишком уж многосторонней была деятельность этой компании, которая помимо торговли заваркой экспортирует лес, владеет пароходствами и контролирует морской порт. До времени неприглядные истории, включая смерть от руки киллера основателя фирмы, оставались в тени. Мало интересовали компетентные органы и коммерческие приемы компании, включая перевалку импортного чая через собственный порт. А петербургское отделение Федеральной антимонопольной службы и вовсе относилось к «Орими» с нескрываемой симпатией. 

Впрочем, поддержка силовиков и контролирующих органов помогала не всегда. В 2001 году «Орими», не долго раздумывая, зарегистрировала торговую марку «Чайф». Права на известное каждому российскому меломану название коллектив Владимира Шахрина смог вернуть себе только через год. Неудачно закончилась и первая атака на компанию «Май» с заявлением о недобросовестной конкуренции, с которым «Орими» обратилась во все то же «родное» Санкт-Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы. Второй наезд на лидера рынка чая был подготовлен с учетом прошлых ошибок, более тщательно с использованием всей мощи современных «информационных технологий».[...]

 

Другие материалы раздела:
Чайное следствие
Кровавые оттенки чая

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru