Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

По предпринимательским успехам депутата Виктора Семенова можно проследить, как помогала ему та или иная партийная принадлежность

© "Известия", 30.07.2007

Выбирать, не прогадать

Семен Барков

Еще полтора месяца депутаты Государственной думы РФ могут беззаботно отдыхать, чтобы накопить силы перед одной из самых сложных сессий. С сентября народные избранники начнут борьбу. Но не за избирателя, а за попадание в партийные списки, т.к. выборная система в стране изменилась. 

С одной стороны, избирателям проще разобраться в партиях, чем в ее отдельных представителях. К тому же многие их члены все время перебегают из одной фракции в другую, а партии все же остаются на месте. Но, с другой стороны, если вдуматься, каждое отдельное кресло в Госдуме занимает не абстрактная партия, а конкретный человек, который голосует за жизненно важные для нас законы. Должен, по крайней мере.

На деле выходит, что значительная часть депутатов просто использует свое особое положение в обществе, чтобы лоббировать различные интересы, многие из которых идут вразрез с государственными.

Возьмем, к примеру, прошлогодний думский скандал с открытием нескольких торговых точек в здании Государственной думы. В самом этом факте не было бы ничего предосудительного, если бы один из магазинов, а именно ювелирный, не принадлежал до лета этого года старшей дочери депутата Валерия Язева, а цветочной палаткой не владела бы одна из многочисленных фирм из группы компаний «Белая дача», владельцем более 60% акций которой является член комитета ГД по бюджету и налогам, член «Единой России» Виктор Семенов.

Спрашивается, кто-нибудь из ювелиров и цветочников слышал про проводившийся тендер на право продавать свою продукцию в Охотном Ряду? Зато нельзя исключать, что некоторые товарищи депутатов по «Единой России» вполне могли догадываться хотя бы о том, кому принадлежит компания «Белая дача». Ведь эта фирма с 1933 года снабжает Кремль овощами.

Правда, приватизировать это старейшее государственное предприятие удалось в начале 90-х только его бывшему начальнику тепличной бригады Виктору Семенову, и то не без помощи тогдашнего министра сельского хозяйства и продовольствия Геннадия Кулика. А на директорский пост «Белой дачи» Семенова выдвинули тогдашние соратники по КПСС, в которой он сумел сделать головокружительную для своих 30 лет карьеру. Это потом уже были «Отечество -- Вся Россия», Аграрная партия и «Единая Россия».

То, как помогала Семенову на протяжении всех этих лет та или иная партийная принадлежность, можно проследить по его предпринимательским успехам. А вот «алаверды» ни одна из партий, в которых состоял Семенов, так и не дождалась. Не случайно его появление в правительстве Кириенко в качестве министра сельского хозяйства в 1998 году многих тогда озадачило. Потому что если карьеристом Семенов был хорошим, то его профессиональные качества коллеги оценивали очень низко. Ждали от министра глубоких знаний экономики, а не марксизма-ленинизма. Но Виктор Александрович этих ожиданий не оправдал. На одном из заседаний, пытаясь вроде как разрешить кризис в аграрном секторе, вдруг предложил разделить стабилизационный кредит между банками --агентами Минсельхоза (в том числе и КБ «Возрождение», учредителем которого он сам являлся через подконтрольную депутату компанию "Белая дача"). Видимо, Виктор Семенов и не догадывался, что этот самый кредит выделялся не на финансирование посевных, а на компенсации частным вкладчикам, пострадавшим от дефолта.

Но, несмотря на перманентное тяжелое положение всего отечественного сельского хозяйства, трудности отчего-то всегда обходили стороной ЗАО «Белая дача". Когда Семенов был депутатом Мособлдумы, предприятию удалось получить от Мирового банка реконструкции и развития кредит на 4,4 млн долларов. Правда, Счетная палата РФ так и не поняла, куда и на что эти деньги пошли. Сама «Белая дача» по инициативе Семенова-министра превратилась в стратегический объект, получив возможность платить за энергоресурсы вдвое меньше. 

В период депутатства Семенова в Госдуме, которое началось в 1999 году, «Белая дача» приобрела статус крупнейшего агрохолдинга и занялась не только непосредственным выращиванием овощей и зелени, но и ландшафтным дизайном, конным спортом и даже коммерческой недвижимостью. В планах народного избранника -- превратить Люберецкий район, на землях которого расположены «белодачинские» теплицы, в элитный жилой комплекс, а Раменский район, где располагается еще одна фирма Семенова «Русские газоны», -- в развлекательный центр «Парк спорта и развлечений".

Были и другие планы, более приземленные: например, «Белая дача» через свою девелоперскую компанию собиралась привлечь крупного иностранного инвестора -- британскую Parkridge Holdings для строительства на своих землях крупного складского комплекса. Однако проект пока так и остался проектом, и в результате британцы решили строить комплекс не с «Белой дачей», а с другими партнерами и совсем в другом месте. Виктор Семенов объяснил это некими техническими проблемами. Однако другие источники, знакомые с ходом переговоров, по информации прессы, дают несколько отличное объяснение: якобы «британцы отказались от создания СП с «Белой дачей», так как у российской стороны возникли проблемы с правами на участки, где планировалось строить склады».

Можно предположить, что гарантированная депутатская неприкосновенность, обширные связи и принадлежность к думскому большинству в некоторых случаях провоцируют не совсем адекватную реакцию на происходящее. Например, на попытку отъема собственности у давних партнеров.

Так, совладелец «Русских газонов» -- канадский бизнесмен Роман Жардановский на своей пресс-конференции рассказал о том, как проснулся однажды и узнал, что он уже не учредитель компании, в которой ему принадлежали 40% акций. Как будто и не было тех лет, которые канадец, стоявший у истоков «Русских газонов», потратил на обучение тогдашнего министра сельского хозяйства и его супруги ландшафтному дизайну. Недавно Жардановского просто заочно вывели из состава акционеров, лишив его многомиллионной собственности. 

Теперь ничего не попишешь, ведь у Жардановского нет депутатской неприкосновенности и партии за спиной.

Это только один пример использования административного ресурса в личных целях. А сколько их еще в Государственной думе? В правящих или сочувствующих фракциях. По отдельности они еще могут быть на виду, а в списке кто ж их разглядит.

 
Другие материалы раздела:
Интервью Жардановского
Обстрел офиса "Белой Дачи"
Властный бизнес Семенова
Выбирать, не прогадать
Неприкасаемый
О подмене понятий
Удачное капиталонизложение
Семенова обвинили в захвате

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru