Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Пресс-атташе.Ру", 07.04.2008

Конец игры

Бизнес самарского предпринимателя Алексея Леушкина рассыпался под напором государства

Алексей Леушкин

"Только ленивый думец не подзарабатывает нескольких тысяч долларов в месяц" - любил говаривать в начале 90-х член комитета по этике Государственной Думы РФ Алексей Леушкин. Уже тогда он поражал воображение неискушенных народных избранников скупая дорогие иномарки и столичную недвижимость. Не имея никакого легального бизнеса, Леушкин без особого стеснения пользовался своим служебным положением в усиленной борьбе за рост личного благосостояния.

Видимо с тех пор бывший депутат Государственной Думы, а ныне предприниматель Алексей Леушкин привык относится к государству с иронией. Такое отношение бизнесмена вполне объяснимо. Ведь ему на протяжении последних 15 лет удается совершенно безнаказанно использовать государственною собственность причем с немалой для себя выгодой. По словам самого Леушкина, помогают ему в этом деле весьма влиятельные фигуры в высшем руководстве партии "Единая России" и аппарате Представителя Президента в Приволжском Федеральном округе. Он любит "всуе" козырять именами высоких покровителей. Но эта увлекательная тема хороша для отдельной публикации.

Интрига как призвание

Рождению рейдера Леушкина предшествовал крах Леушкина-политика. Его депутатская карьера стартовала в смутные времена разгула демократии и Леушкин быстро дорос до поста заместителя председателя Демократической партии России (ДПР). Помешала карьере страсть Алексея Ивановича к интригам, замешанная на личной нечистоплотности и авантюризме. Эти особенности личности Леушкина особенно ярко проявились в 1994 году, когда он неожиданно подставил своего партийного босса Николая Травкина. На одной из сессий Государственной Думы его товарищи по фракции ДПР решили поставить вопрос о недоверии правительству. Присутствующий на заседании координатор фракции Леушкин сам голосовать предусмотрительно отказался. Но электронной карточкой, доверявшего ему лидера партии Николая Травкина, которого в этот день в Думе не оказалось, почему-то все-таки воспользовался. И проголосовал от имени Травкина. Против правительства. В то время лидер ДПР занимал пост министра без портфеля и поступок Леушкина поставил Травкина в крайне неприятное положение. Разразился скандал, после которого за Леушкиным закрепилась репутация интригана и провокатора. Примечательно, что после разрыва с ДПР Леушкин окажется в проправительcтвенной депутатской группе Стабильность. Сомнений в том, в чьих интересах действовал Леушкин, подставляя Травкина, не оставалось.

Впрочем в ненадежности Леушкина его новые партнеры убедились достаточно быстро. В 1995 году, объединившись с самарскими политическими аутсайдерами Марком Фейгиным и Сергеем Арсентьевым, Леушкин предпримет попытку организовать в Самаре региональное отделение партии Яблоко. Партия Явлинского находится в непримиримой оппозиции к курсу проводимому Борисом Ельциным. Поэтому желание Леушкина - играющего на противоположной стороне - получить контроль над самарским отделением вызывает в Яблоке резонные опасения. Кроме того, в окружении Явлинского хорошо помнят о методах внутрипартийной борьбы, которыми пользуется Леушкин. Результат переговоров с Яблоком предсказуем - Леушкину и его партнерам отказывают.

В Администрации Президента попытка Алексея Леушкина переметнуться к Явлинскому воспринята с раздражением. Депутат нарушил договоренности. Обстановка в стране напряженная. Борис Ельцин тяжело болен. Явлинский всерьез расчитывает на досрочные президентские выборы. Не удивительно, что телодвижения Леушкина расценили как предательство. Говорят, что именно с тогда основные политические игроки поставили крест на карьере Леушкина в большой политике.

Впрочем, случай с Яблоком был далеко не единственным проколом Алексея Леушкина. Как показало время Алексей Иванович начисто лишен непременных составляющих политического таланта - интуиции и способности прогнозировать. Например в августе 1999 года Алексей Леушкин, комментируя предстоящую кампанию по выборам президента РФ, самоуверенно заявит: "Шансы Путина на выборах нулевые. Он годится только для чрезвычайного положения. Самым же реальным кандидатом в президенты сегодня является Примаков. Он не сделал ничего плохого, вокруг него сформировано положительное общественное мнение, он нравится людям. Мало того, ему симпатизирует и элита, как региональная, так и столичная. Это единственный на сегодня человек, у которого есть сразу два необходимых фактора". Точность прогноза говорит сама за себя.

Спустя несколько лет, после этого громкого заявления, Алексей Леушкин затевает очередную интригу. На этот раз против руководства Единой России, членом которой уже успел стать. Вместе с партнером по бизнесу Дмитрием Сивиркиным он попытается удержать контроль над региональным отделением партии власти. 7 апреля 2004 года по их инициативе реготделение провело конференцию, которая обратилась в Генеральный совет Единой России с просьбой рекомендовать для переизбрания на должность руководителя организации Дмитрия Сивиркина. Конференция состоялась вопреки указаням Генсовета, планирующего назначить на должность занятую Сивиркиным другого человека. В результате участников антипартийного заговора Алексея Леушкина, Дмитрия Сивиркина, Сергея Арсентьева, Александра Хенкина и Владимира Кожухова исключили из рядов Единой России за нарушение Устава партии.

Причиной жесткого партийного решения стало не только и не столько обращение в центральные органы партии о поддержки Сивиркина. Возмущение партийного руководства вызвала сепартистская деятельность Леушкина, который подталкивал Дмитрия Сивиркина к сближению в областном парламенте с депутатской группой Народовластие, состоявшей из коммунистов и сторонников мэра Самары Георгия Лимаснкого. Задачей объединения была дестабилизация политической обстановки в регионе и дискредитация губернатора области Константина Титова. Сам Леушкин расчитывал получить от операции преференции для своих бизнес-структур на территории Самары.

Исключение из партии не охладило пыл заговорщиков. Одновременно с оглашением решения об исключении из партии, появилась информация о том, что в одном из закрытых офисов на Заводском шоссе прошло секретное совещание в котором приняли участие Александр Хенкин, Сергей Арсентьев, Алексей Леушкин и первый заместитель главы города Валерий Троян. На повестке дня - план по развалу городского отделения Единой России. Заговорщики оговорили объем необходимых финансовых вливаний для организации массового выхода членов партии из городского отделения с последующей раскруткой скандала в федеральных и региональных СМИ. Реализации плана помешало принятое летом 2004 года решение Генерального совета Единой России о ликвидации городского отделения и создании в г. Самаре местных отделений.

Потерпев еще одну неудачу Алексей Леушкин присоединился к Дмитрию Сивиркину, обратившемуся в региональное отделение партии с просьбой о восстановлении в рядах Единой России. Просьба была удовлетворена. Показательно, что жгучее желание Алексея Леушкина вернуться в партию совпало с ослаблением позиций мэра Самары Георгия Лиманского. Не удивительно, что отношение к Леушкину в партийных кругах после всего случившегося весьма ироничное. С той же иронией и скепсисом к нему относятся и в предпринимательских кругах. Ведь компенсируя в бизнесе свои потери на политическом поле Алексей Леушкин превратился в банального рейдера. Первой его жертвой стал Самарской завод клапанов. Судьба этого предприятия - наглядная иллюстрация того как ведет дела Алексей Леушкин.

Метод Леушкина

Самарский завод клапанов тогда едва дышал. Обороты предприятия с трудом позволяли сводить концы с концами. Качество продукции вызывало постоянные нарекания потребителей. Производство нуждалось в скорейшей модернизации. Приход на предприятие новых людей с "московскими связями и деньгами" кому-то на заводе могло показаться шансом. Но Леушкин, получив контрольный пакет акций, тонкости производства клапанов вникать не стал. Вместо этого он поспешил скупить акции основных конкурентов - Челябинского автомеханического завода (ЧАМЗ) и луганского "Автоклапана". Превратившись в отраслевого монополиста Леушкин взвинтил цены на продукцию и на этом успокоился. Его совершенно не волнует, что более половины поставляемых им, например, на АВТОВАЗ, клапанов возвращаются с рекламациями. Ведь подняв цены он с лихвой окупает связанные с браком затраты. Издевкой над возмущенными покупателями выглядит лозунг украшающий интернет-сайт Самарского завода клапанов - "Гарантированное качество с 1932 года". Ведь клапаны для современных автомобилей здесь до сих пор выпускают на станках установленных в эпоху сталинской индустриализации.

Именно во время захвата завода клапанов вокруг сформировалась рейдерская группировка, члены которой неизменно участвуют во всех операциях Алексея Леушкина. Наиболее заметных членов группировки Валерия Родина и Александра Ускова с Леушкиным связывает не только бизнес. В 1998 году депутат государственной думы Леушкин оказался фигурантом уголовного дела возбужденного по статье 261 УК РФ (наезд на человека). Преследование Леушкина прекратилось благодаря тому, что родственник депутата Александр Усков взял вину на себя и был осужден как виновник ДТП. Валерий Родин в 1997 году проходил по уголовному делу о похищении человека, расследованием которого занималось Управление по борьбе с организованной преступностью. Родин и Усков наряду с Сергеем Пяткиным являются акционерами и менеджерами захваченных Леушкиным предприятий.
Попробовав свои силы в индустрии автокомпонетов, Леушкин переключился на заводы оборонной отрасли. В ходе приватизации часть акций этих предприятий сохранило у себя государство, другая находилась на вторичном рынке. Организовав кампанию по скупке акций, Леушкин получил контроль на самарскими оборонными заводам "Экран", "Гидроавтоматика", "Металлист-Самара".
Метод применяемый Леушкиным прост. Сначала он аккумулирует полученные в кредит ресурсы для скупки акций предприятия. Говорят, что в случае с оборонными заводами это были кредиты Альфа-банка, Сбербанка, банка "Солидарность" и Элкабанка. Затем скупает их у миноритариев. Потом вводит своих людей в органы управления акционерного общества. Финалом операции становится появление на предприятии подконтрольного Леушкину генерального директора. Дальше - проще. Имущество предприятия благополучно отправляется в залог для погашения кредитов.

Реализуя захват заводов Леушкин широко использует так называемые перекрестные гарантии закладывая и перезакладывая собственность попавших под контроль предприятий. Следом начинается распродажа собственности заводов, которую можно отнести к непрофильным активам. Это различные объекты социальной сферы - турбазы, санатории, дома культуры. Продается все, как правило в несколько этапов, через ряд юридических лиц. Прибыль от продажи в результате оседает не на предприятии, а непосредственно в карманах господина Леушкина. Параллельно на заводе появляется некая структура, которая получает право сдачи в субаренду площадей предприятия. Учредителем такой фирмы господин Леушкин предпочитает выступать лично. Заводу как правило из полученных за аренду средств перепадают крохи. Остальным распоряжается фирма Леушкина. Тратить высосанные из неблагополучного предприятия средства на модернизацию производства и развитие сбыта, как подсказывает опыт, Алексей Леушкин считает непозволительной роскошью. Реальными производственными проблемами ему заниматься как-то не с руки.

Крах Техоборонпрома

Венцом творческого вдохновения господина Леушкина стал организованный в 2005 году промышленный холдинг "Техоборонпром". В него вошли Самарский завод клапанов, "Экран", "Гидроавтоматика" и "Металлист". Комментируя создание холдинга менеджеры Леушкина много говорили о благородных целях, связанных с оптимизацией маркетинговой и финансовой политики предприятий. Сам Леушкин подписывая учредительные документы "Техоборонпрома" без тени улыбки произнес: "Ну, чем же я теперь не Чемезов?" Несмотря на амбициозные заявления холдинг на деле оказался очередной структурой по распродаже и эксплуатации активов захваченных предприятий. Холдинг с громким названием банальнейшим образом сдает в аренду заводскую недвижимость и распродает все, что на плохо лежит. Возникает резонный вопрос: неужели ради всего этого создавался "Техоборонпром"? Ведь под рукой у Леушкина с десяток менее претенциозных контор, благополучно паразитирующих на захваченных им предприятиях. Так зачем же ему понадобился пресловутый холдинг?

Объяснение лежит на поверхности и является логическим продолжением метода Алексея Леушкина. Все скупленные им предприятия нуждаются в серьезном перевооружении производства. Причем затраты, которые необходимо направить на модернизацию заводов в десятки раз превосходят суммы потраченные Леушкиным на скупку акций. С прицелом на эти масштабные инвестиции и создавался "Техоборонпром". Леушкин всерьез расчитывал на управление государственными средствами. Недаром он попытался присоединить к своему холдингу легендарное ОАО «Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д.Кузнецова» (СНТК) - ведущего разработчика авиационных двигателей боевых самолетов. Параллельно Леушкин предпринял атаку на самарский "Моторостроитель", на протяжении десятков лет реализующего разработки СНТК.

На этот раз господину Леушкину не повезло. Государство, собственность которого ему так долго удавалось эксплуатировать, отказалось рассматривать Алексея Леушкина в качестве партнера. Акции СНТК пришлось продать государственной компании "Оборонпром". А вожделенный "Моторостроитель" "Оборонпром" благополучно поделил с «Роскосмосом». Более того, на повестке дня возвращение государству завода "Металлист-Самара". Предприятие производит камеры сгорания для жидкостных ракетных двигателей. По иронии судьбы именно здесь находится офис леушкинского холдинга. Представители "Оборонпрома" уже заявили, что в течении года вопрос о переходе предприятия государству будет решен. Не меньший интерес проявляет "Оборонпром" и еще к одному из заводов "Техоборонпрома" - ОАО "Гидроавтомативка".

Активность государства по наведению порядка в обороной отрасли идет в разрез с планами и расчетами Алексея Леушкина. Она крепко бьет его по карману. Переплачивать за обобранные предприятия государство не намерено. Последнее время Алексей Леушкин в Самаре практически не появляется и проводит большую часть времени за рубежом. Ведь сейчас его люди пытаются перевести в собственность принадлежащего Леушкину ООО "Квадро" часть активов завода "Экран", который как и другие оборонные предприятия, должен перейти под контроль государства. Как могут отреагировать на подобные ухищрения компетентные органы догадаться не сложно. Поэтому Леушкину в дали от Родины как-то спокойнее.

Общее изменение ситуации в стране ставит крест на привычных для Леушкина схемах. Оказалось, что государство не готово прощать ироничное к себе отношение и вполне может оставить господина Леушкина ни с чем. Говорят, что бизнесмен всерьез раздумывает об вложении оставшихся у него средств в предприятия ближнего зарубежья. Недавно в федеральной прессе мелькала информация о попытках его структур скупить акции кишиневского АО "Тутун-СТС" (одно из предприятий табачной промышленности Молдавии). Писали и об интересе Леушкина к винодельческим хозяйствам республики. Нетрудно догадаться, чем для них может обернуться появление такого собственника. Впрочем в Молдавии виноделие является одной из стратегических экспортных отраслей. А это значит, что господин Леушкин легко может наступить на те же грабли, что и в России.

P.S.
Пока материал готовился к выходу Алексей Иванович Леушкин неожиданно активизировался. Он с энтузиазмом хорошего торгового агента атаковал телефоны самарских политиков и бизнесменов важным сообщением. Оказывается 11 апреля господин Леушкин собирается встретиться с Заместителем главы Администрации Президента Владиславом Сурковым и решить все вопросы. Трудно сказать какую цель преследовал господин Леушкин, распространяя свою новость методами телефонного маркетинга. Ясно одно, Алексей Иванович крепко нервничает. И тому действительно есть достаточно серьезные основания. На них стоит остановится в отдельной публикации. А это значит, что продолжение следует.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru