Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© The Moscow Post, 01.06.2010, Фото: "Эксперт"

Путину и Чемезову предлагают создать цементную госкорпорацию с вором-форточником?

Криминальный журналист из Кемерова о сенсационных подробностях биографии "цементного олигарха" Олега Шарыкина

Игорь Прончатов

Compromat.Ru
Олег Шарыкин
Известный в Кузбассе журналист (он опасается за свою безопасность и даже жизнь, поэтому будем называть его Б.С.), закончивший недавно масштабное расследование «жизни и деятельности» главы «Сибирского цемента» рассказал о его результатах в интервью The Moscow Post.

— Б. С., Вы уже 20 лет занимаетесь расследовательской журналистикой, что нового вам удалось раскопать в последнее время?

— Мне удалось добыть, в том числе по милицейским каналам, кое-какую интересную информацию по главе союза «Сибконкорд» и холдинга «Сибирский цемент» Олегу Шарыкину. О том, как он начинал свою «трудовую деятельность». Тут можно провести параллель с владельцем Красноярского алюминиевого завода Анатолием Быковым — известным авторитетным «спортсменом». Так вот, Шарыкин примерно из той же серии, но у него в отличие от «Петровича» всё получилось. Наверное, с нужными людьми вовремя познакомился, которые его тянут наверх, помогают ему оставаться на плаву…

История первая: Олег Шарыкин по малолетству ещё, в 14-15 лет примерно, проходил по уголовному делу как «малолетний преступник». Ему было предъявлено обвинение как вору-форточнику, обвинение в краже. Он на тот момент был маленького роста щуплым подростком (хотя и сейчас «тяжеловесом» его не назовешь), но вертким таким, ловким, и эти его качества на всю катушку использовали старшие товарищи, подсаживая его в окна. И кто бы тогда знал, что форточнику суждено будет управлять целой цементной империей!

Это то, что я знаю достоверно. Потом дело замяли, и со временем Олег Шарыкин стал «авторитетным» бизнесменом. Удалось добыть более или менее официальную информацию по всем заводам, принадлежащим ему. То есть, какими способами они добывались (тот же ООО «Топкинский цемент») — об этом, в общем-то, много писали в прессе. По сути, Шарыкин и его сподвижники ни одного актива не купили нормальным образом. Например, как Эдуард Таран — пришёл на аукцион и купил у государства «Искитимцемент», потом пришёл и купил акции «Ангарскцемента» у владельца, за реальные деньги.

А Шарыкиным все акции скупались через банкротство заводов. ОАО «Топкинский цемент» сделали банкротом, через банкротство всё и организовали.

— Как Олегу Шарыкину удавалось приобретать всё за бесценок?

— Схема там какая была: у Шарыкина в свое время в команде были Муравьев и Кириков. Андрей Муравьев — это сын заместителя Тулеева с момента его назначения губернатором в 1997 году. Точнее, заместительши — Галины Муравьевой. И сам Муравьев работал в своё время в администрации Кемеровской области: в 2000-2002 годах был начальником департамента лицензирования. В 2004-2008 годах Муравьёв был у Шарыкина президентом «Сибирского цемента», а теперь живет и работает в Москве.

У Андрея Кирикова родная тетя работала заместителем председателя Арбитражного суда Кемеровской области. Почему они, собственно, и понадобились Шарыкину. Теперь он, кстати, обоих их выкинул из бизнеса, когда они ему больше не нужны стали.

То есть Шарыкин создал тогда «бригаду», в которой Муравьев отвечал за взаимодействие и проталкивание разных вопросов в администрации Кемеровской области, а Кириков — за суды. Родственные связи, одним словом. Потом в нужный момент Олега подвели к Тулееву. Вовремя подвести к нужному человеку — это сейчас ой, как ценится, и ой, как влияет на карьерное продвижение…

— А с чего вообще начинал свой бизнес Шарыкин?

— Первоначально у Шарыкина вообще был какой-то мелкий бизнес. Кто-то мне рассказывал, что первый бизнес — это когда начался бум видео, он брал видеомагнитофон, ездил по деревням и организовывал своего рода видеосалоны. Это было в 90-е годы. Затем в 2002 году он вдруг резко выскочил — практически из ниоткуда уже как владелец «Топкинского цемента». А «Топкинский цемент» в свою очередь взялся из банкротства, которое искусственно было организовано через кемеровскую администрацию. После этого весь имущественный комплекс Топкинского цементного завода, который больше, допустим, «Ангарскцемента» (Иркутская область) в 2-3 раза, был выкуплен за бесценок — за 50 млн. рублей, меньше чем за 2 млн. долларов. Затем создали ООО «Топкинский цемент», и тут же перевели туда всё имущество завода, и так Шарыкин стал большим цементным деятелем.

В Красноярске сработали по похожей схеме. Там был (и есть) большой завод, который принадлежал ОАО «Цемент», и так и назывался. На эту акционерку сначала посадили своих управленцев и тоже довели ее до банкротства, как в Топках. Откуда-то взялось свыше 100 млн. рублей задолженностей перед налоговиками, более 100 млн. — перед пенсионным фондом, а еще более 100 млн. — перед таможенными службами, поскольку они какое-то оборудование дорогостоящее закупили, а потом пошлину не заплатили. Общую задолженность нагнали до 300 с лишним млн. рублей. И начали банкротить. Причем в конкурсных торгах на право выкупа имущества этой обанкроченной структуры участвовало всего две фирмы, и обе представляли «Сибирский цемент» Шарыкина. А выигравшая фирма тоже практически за копейки — за 150 млн. рублей купила весь имущественный комплекс. Это действительно ничто по сравнению с реальной стоимостью завода, который экспертами оценивался в пару миллиардов. Тут же создали ООО «Красноярский цемент», и всё имущество завода передали туда.

— То есть всё по одной схеме, без излишеств, не мудрствуя? Просто я слышал от бывших «сибцементовцев», что Олег Шарыкин любит, когда его называют финансовым гением…

— А чего мудрить, если и так всё проходит «на ура»! А насчет гениальности… Да таких гениев полстраны в середине 90-х и начале 2000-х было! И через банкротство захватывать реальные активы, реальные производства — это вполне распространенная схема, ничего тут выдумывать не надо было. Обычная практика для таких, как Шарыкин и его люди.

Вот по Бурятии случай показательный. Была даже интересная статья «Каменский цементный завод ликвидируют» в «Московском комсомольце» за 2007 год, в которой доходчиво и красочно объяснялись «кемеровские приемы» получения бизнеса. Там было ОАО «Каменский цементный завод». И с ним «сибцементовцы» поступили совершенно точно так же, как с другими цемзаводами: довели до банкротства, а потом скупили за символическую цену. Есть у Шарыкина такой подручный Олег Партушев, так он по аналогичной схеме банкротил «Тимлюйский цементный завод» в той же Бурятии. По всем судебным документам он проходил как представитель конкурсного управляющего «Тимлюйского цементного завода». Единственное, что там можно найти необычного и даже в каком-то смысле гениального так это то, что распродажа имущества этого завода почему-то проходила в городе Кемерово — за несколько тысяч километров и за несколько регионов от места расположения завода! Это, наверное, было сделано для того, чтобы, не дай Бог, никто из местных не купил. Ну и совершенно случайно этот завод купила фирма, имеющая непосредственное отношение к «Сибцементу».

— Говорят, Шарыкин — кандидат в мастера спорта по боксу?

— Не знаю, разве что в каком-то суперлегком весе. «Мухачами» раньше звали боксеров в наилегчайшей весовой категории — до 48 кг. И в принципе по своим габаритам Олег мог быть «мухачом», но чтоб выполнить кмс, что-то не верится. Другое дело, что он любит, когда за его спиной кто-нибудь громким шёпотом им восторгается, фантазирует. Дескать, ах, какой он сильный — уж не боксер ли в прошлом?

— А как вы оцениваете публикацию в «Коммерсанте» в апреле, где Шарыкин предлагает Путину и Чемезову «обеспечить себя административным ресурсом», создать на базе «Сибирского цемента» цементную госкорпорацию?

— Да ну! Чтобы Путину и Чемезову предлагали создать цементную госкорпорацию вместе с вором-форточником?.. Нет, я читал материал. Но уверен, что это сам же Шарыкин и придумал, проехал журналистам по ушам. Всем же нужны позитивные новости, и все готовы закрыть глаза на некоторые, так сказать, несоответствия. И всем понятно, что шумиха вокруг госкорпорации как-то резко вылезла на поверхность сразу после того, как прошла информация, что у «Сибцемента» просто немеряно долгов и главное — после того, как в марте 2010 года шарыкинские окончательно проиграли борьбу в судах за тот же «Ангарскцемент». Ему, Шарыкину, куда теперь деваться-то? Вы поймите человека! Ему уже не остановиться. Это как пирамида финансовая. Чтобы отдать старые долги, надо по новой взять в долг. А кто же даст, если у «Сибцемента» не будет хороших новостей? И за счет кемеровского админресурса ничего уже не решишь, надо выходить на новый уровень, заводить новых «дружбанов». И скупать, скупать, скупать… По банкротству, за бесценок, да как угодно, но скупать цементные и другие предприятия и по всей России. Это конвейер, иначе и не назовешь. С него, по большому счету, не спрыгнешь — сразу растопчут.

И сразу кому надо вспомнят, что у него не только криминальное прошлое, но и криминальное настоящее: в 2009-2010 годах возбуждено несколько уголовных дел о выводе и хищении имущества предприятий и так далее. В частности, 24 мая 2010 года сайт «Компромат.ру» опубликовал постановление Главного следственного управления при ГУВД по Иркутской области от 11 сентября 2009 года о возбуждении уголовного дела против «Сибирского цемента» по фактам хищения имущества ОАО «Ангарскцемент» в особо крупном размере — на сумму 9,7 млн. рублей. Против компании Шарыкина возбуждено дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере)... И это еще не всё: есть уголовные дела и против подчиненных Шарыкина. Ну а пока ему позволят «пошалить». Да просто не заметят иных «шалостей» до поры до времени. Хотя и в госкорпорацию, конечно, не возьмут. Все-таки и Путин, и Чемезов насмотрелись за постперестроечный период всякого и всяких. Да и не только они насмотрелись…

***

Амангельды Тулеев — Олегу Шарыкину: "Вы, Олег Витальевич, самоустранились от руководства компанией, свое основное время проводите на отдыхе вне пределов РФ"

Оригинал этого материала
© Официальный сайт Администрации Кемеровской области, 21.07.2009, Сегодня губернатор А.Г.Тулеев направил телеграмму президенту холдинговой компании "Сибирский цемент" О.В.Шарыкину (Олег Витальевич), Фото: sibcem.ru

Compromat.Ru
Олег Шарыкин (слева) и Амангельды Тулеев
В ней говорится, что в последнее время компания проводит непонятную для строителей, администрации области экономическую политику. Так, цемент, используемый на строительстве жилья в Кузбассе, выпускаемый на Топкинском цементном заводе (входит в холдинг "Сибирский цемент"), стоит дороже своих аналогов. Например, сегодня одна тонна топкинского цемента в среднем стоит 3500 рублей. Для сравнения цена одной тонны цемента такой же марки, выпускаемого на Кузнецком цемзаводе (г.Новокузнецк), стоит в среднем 3000 рублей, а на цемзаводе в городе Искитим Новосибирской области вполне можно договориться о цене 2700 рублей за тонну.

Получается, считает губернатор, что ценовая политика, которую ведет "Сибирский цемент", неподъемна для наших строителей, приводит к удорожанию стоимости жилья, которое возводится для кузбассовцев. А сами строители вынуждены ехать за цементом в Новосибирск или другие регионы. В итоге теряет строительная отрасль Кузбасса и в целом областной бюджет, так как деньги уходят за пределы региона. Кроме того, компания "Сибирский цемент" не выполняет договоренности по строительству Яшкинского цемзавода.

"Как мне кажется, — говорится в телеграмме, одна из причин такого положения дел заключается в том, что Вы Олег Витальевич, самоустранились от руководства компанией, свое основное время проводите на отдыхе вне пределов РФ".

В связи с этим губернатор сообщил, что вынужден обратиться в контролирующие органы для разбора ценовой ситуации на рынке цемента и принятия необходимых мер к поставщикам этого продукта.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru