Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

"Им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто"

Глава Сбербанка Греф грозит "мошенникам" из Группы СОК Юрия Качмазова — собственникам "ИжАвто"

Оригинал этого материала
© BFM.ru, 17.09.2010, Греф назвал вывод активов СОК мошенническим, Фото: "Коммерсант", gregorkon.wordpress.com

Compromat.RuCompromat.Ru
Герман Греф
Юрий Качмазов
Глава Сбербанка Герман Греф пообещал сделать все, чтобы привлечь собственников «ИжАвто» — Группу СОК — к уголовной ответственности. В интервью Business FM на проходящем в Сочи инвестиционном форуме он рассказал о непростой ситуации, сложившейся на заводе.

«Компания не вернула нам долги, в результате компания в стадии банкротства. Мы фактически взяли на себя управление компанией», — сказал Греф, отметив, что все сейчас зависит от того, «насколько эффективен менеджмент, насколько порядочен собственник».

При этом Греф дал понять, как он относится к собственникам «ИжАвто». «Они просто вывели активы мошенническим способом, бросили 5,5 тысячи людей и выбросили акции…» — сказал глава Сбербанка.

В настоящее время, по словам Грефа, предприятием фактически управляет дочерняя компания Сбербанка. Завод запущен, на нем работают 2,5 тысячи человек. Глава Сбербанка надеется, что предприятие сможет функционировать устойчиво.

«Конечно, мы не простим тем людям, которые допустили мошеннические действия, эту ситуацию. Мы будем делать все, чтобы привлечь их к уголовной ответственности, думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто», — заявил Греф. […]

Самарская группа СОК продала контрольный пакет завода «ИжАвто», находящегося на грани остановки, топ-менеджменту завода во главе с гендиректором Михаилом Добындо в апреле прошлого года.

В мае 2009 года «ИжАвто» остановил работу. Напомним, по итогам I полугодия долг ОАО «Ижевский автомобильный завод» перед партнерами и банками превысил 14 млрд рублей. В результате 6 августа «ИжАвто» инициировал процедуру банкротства, а 4 сентября этот иск был удовлетворен. В результате на предприятии введена процедура наблюдения до 4 марта 2010 года. Год назад было возбуждено дело о преднамеренном банкротстве «ИжАвто».

В рамках этого уголовного дела в октябре прошлого года правоохранительные органы произвели изъятие документов у Группы СОК.

7 сентября премьер-министр России Владимир Путин посетил Ижевский автомобильный завод и заявил, что для развития предприятия нужен новый стратегический партнер. При этом премьер подчеркнул, что передача части производства автомобилей ВАЗ «ИжАвто» является позитивным сдвигом.

***

"Объектом рейдерства стал тот, кто сам был рейдером"

План менеджеров и акционеров "АвтоВАЗа": додавить и получить заводы Качмазова бесплатно

Оригинал этого материала
© Slon.ru, 30.06.2010, Радость завоевания

Сергей Цыганов

ГК «СОК» официально объявила о своём желании выйти из автокомпонентного бизнеса (а значит, и из автобизнеса вообще), а «АвтоВАЗ», в свою очередь, заявил, что покупать предприятия «СОКа» он не будет. Максимум, возьмёт в управление, но и это ещё не решено. Думаю, на этом можно ставить точку в самом длинном в новейшей истории рейдерском захвате. Захват удался.

Для того, чтобы обосновать столь резкое высказывание, я должен напомнить, с чего всё началось. А началось всё с ухода Владимира Каданникова (после отставки с поста главы совета директоров «АвтоВАЗа», происшедшей 27 октября 2005 года — Slon.ru), державшего отношения с ГК «СОК» в неком «взвешенном состоянии»: ВАЗ и «СОК» были повязаны сотнями нитей, представляя почти биоценоз, где даже минимальное нарушение баланса интересов сразу аукалось неполадками в обоих «организмах». СОК тогда был силён: 32 компонентных завода и более 30% поставок только на ВАЗ. Приход на ВАЗ «московской команды» этот биоценоз начал разрушать. Сначала захотели пересмотреть долгосрочные договоры на поставку компонентов, точнее, пересмотреть цены. Юридические позиции «СОКа» в том конфликте были почти безупречны, но он пошёл на мировую. Потом ВАЗ прекратил отгрузку принадлежащей «СОКу» «РосЛаде» машинокомплектов и завод пришлось закрыть. А летом 2006 года менеджеры ВАЗа «настойчиво попросили» Юрия Качмазова (владелец ГК «СОК» — Slon.ru) продать им основной соковский актив — «ИжАвто». Качмазов сначала упёрся, потом заколебался, а потом согласился, назвав цену: $500 млн.

Тут уже заколебался ВАЗ. И эта история начала приобретать скандально-фарсовый оттенок: стороны тихо друг с другом торговались, выдумывая самые разные варианты вроде обмена «ИжАвто» на «Ладу-Сервис», но так ни о чём и не договорились. Это подтверждают случайные вспышки гнева: в марте 2009-го тогдашний директор ВАЗа Борис Алёшин публично наорал на «СОК», пообещав его обанкротить. Занятно, что поводом послужил — sic! — отказ «СОКа» поставлять детали в Тольятти не за деньги, а за векселя ВАЗа. При том, что сам ВАЗ уже был должен самарцам кучу денег!

Потом ВАЗ провёл аудит «ИжАвто», обнаружил некие «сложные взаимоотношения с кредиторами» (выяснилось, что контрольный пакет уже в залоге у банков) и официально отказался от обмена активами, поняв, что скоро сможет «поиметь» «ИжАвто» просто так. Но Качмазов пошёл ва-банк, продав свои акции (74%) двум неизвестным фирмам, контролируемым менеджментом завода. Фактически, передал их на ответственное хранение, выйдя из-под угрозы преследования со стороны кредиторов. История была мутная, шла война за кресло гендиректора «ИжАвто», возбудили даже уголовное дело по факту преднамеренного банкротства завода. И все сходились во мнении, что это — многоходовая комбинация по вытеснению Качмазова из автобизнеса. Не столько даже способ отобрать интересные ВАЗу активы, сколько снизить влияние этого человека на автобизнес. Качмазова банально боялись: договариваться с ним тяжело, административный ресурс тут не очень работает. При этом в руках у «СОКа» оставались рычаги, способные одномоментно парализовать всё ВАЗовское производство.

Надо сказать, что война за «ИжАвто» — только иллюстрация накала страстей вокруг «СОКа». Все последние годы империю пытались развалить и по другим фронтам, и даже небезуспешно. Компонентные заводы от ГК «СОК» постепенно «откалывались» и, что удивительно, немедленно оказывались в орбите влияния «Ростехнологий». Фактически, холдинг ОАТ («Объединенные автомобильные технологии») был создан из соковских предприятий! Владимир Аветисян, председатель правления ОАТ, даже недвусмысленно говорил в интервью: мы хотим купить и весь оставшийся компонентный бизнес «СОКа». Видимо, кулуарные переговоры об этом продолжались все последнее время, чему порукой относительно спокойная судьба Качмазова: уголовное дело тихо замяли (неизвестно, закрыто ли оно официально, но прокуратура давно уже не производит никаких следственных действий), публичные «наезды» на «СОК» прекратились. А тут ещё произошла интересная кадровая «рокировочка»: Аветисян уступил кресло бывшему директору «ИжАвто» Михаилу Добындо, которого все считали креатурой Качмазова, его верным сторонником и соратником. Добындо всегда уважительно отзывался о своём патроне, даже тогда, когда блюсти политес никакой необходимости не было. И если Добындо, к примеру, боролся с Владимиром Бондаренко (тоже «соковцем») за кресло гендиректора «ИжАвто», то можно предполагать, что он делал это не в пику Качмазову, а по согласованию с ним!

Ставленник «СОКа» во главе компонентного холдинга «Ростехнологий» (читай, ВАЗа) — это посильнее Фауста. Либо Михаила Добындо за короткое время обратили в другую веру, либо это подчёркивает сохраняющиеся силу и влияние Качмазова и говорит о продолжении попыток вывести его из игры хитроумно-мирным путём. После столь длительной позиционной войны можно было ожидать какого-то компромисса, даже зрители устали наблюдать за этим сериалом. Но нет, помурыжив «СОК», ВАЗ в очередной раз заявляет об отказе от покупки оставшихся заводов. Дескать, долговая нагрузка там слишком высока и перспектив в этой сделке нету. Вам это ничего не напоминает? Правильно, несколько лет назад эти же слова говорились в отношении «ИжАвто».

Я так часто упоминаю этот завод для того, чтобы показать механизм воздействия на «СОК» во всей размазанной по времени тактике. За пять лет стороны довели «ИжАвто» до ручки, и «Ростехнологии» сейчас легко могут воспользоваться его беспомощностью в своих целях. Даром. Что они в ближайшее время и сделают: уже готово решение о возобновлении производства в Ижевске заднеприводных «Лад», а чуть позже к ним, уверен, добавятся и «Самары». Примерно то же самое готовы проделать и с оставшимися девятью компонентными заводами «СОКа». На «ИжАвто» можно было просто безбоязненно потренироваться, так как его остановка почти никак не влияла на работу самого ВАЗа. Теперь технология отработана, и можно аккуратно сделать последний шаг.

Официально, повторюсь, ВАЗ покупать бизнес «СОКа» не собирается. Хотя после бесконечного «твинпикса» с демонстрацией взаимной крутости можно было бы и заплатить. Чисто по-простому, чтоб понятия не нарушать. Но, по всей видимости, у менеджеров и акционеров ВАЗа другой план: додавить и получить заводы «СОКа» бесплатно. Пусть не в собственность, а только в управление, это даже лучше: ответственность перед кредиторами можно на себя не брать, а риск оказаться в заложниках у Качмазова нивелируется.

Риск этот, надо понимать, временный. Сейчас на ВАЗе идёт активный пересмотр взаимоотношений с поставщиками, сокращают их количество, активно привлекают иностранные фирмы и СП. Это всё происходит под благородным лозунгом борьбы за качество, но в определённой степени это ещё и политика «приручения» слишком независимых и строптивых. Но пока на конвейерах находятся старые модели, будут работать и прежние механизмы их обеспечения: создавать новые на короткий срок невыгодно. Под обновлённый модельный ряд придут другие поставщики, и можно быть уверенными, что предприятий «СОКа» среди них не будет: это просто фактор производственной безопасности. Но сейчас-то надо продержаться, ещё полтора–два года! Вот и тянут резину, вот и проявляют непостоянство в виде «куплю — не куплю». ВАЗу же эти активы в перспективе ну совсем не нужны, ему нужна независимость от них. И денег жалко.

Понимает ли это Качмазов? Безусловно. И наверняка ему на фоне публичных угроз частным образом предлагаются разные интересные варианты. Вроде того, что вот, мы сейчас поуправляем твоими заводами, обеспечим их дополнительными заказами, расплатишься с долгами, а потом мы их выкупим ко всеобщему удовольствию. А ещё он понимает, что обещаниям таким невелика цена. «Вкусивший радость завоевания не пойдёт на поклон к чужеземцу». Но, имея всего один козырь против административного ресурса, даже закалённый в «лихие девяностые» Качмазов может дрогнуть. И, вероятно, уже дрогнул. Объектом поглощения стал тот, кто сам в своё время поглощал других. Скажу ещё жёстче: объектом рейдерства стал тот, кто сам был рейдером. Захват удался.

***

"АвтоВАЗ" "выжал" из "СОКа" автокопоненты

Операция по нейтрализации влияния Юрия Качмазова на ВАЗ завершилась

Оригинал этого материала
© Slon.ru, 07.07.2010, "СОК" продал все детали "АвтоВАЗу"

Сергей Цыганов

Сегодня пришло официальное сообщение от ГК «СОК» о том, что она (цитирую): «завершила сделку по продаже своей доли в ЗАО «ВАЗ-ТРАСТ», которое объединяет автокомпонентные заводы: «ВАЗинтерСервис», «Мотор-Супер», «ОСВАР», «АВТОСВЕТ», «Комплект-ЛТД» и «Торговый дом «ВолгоПромМаркет». Покупателем выступила одна из российских компаний. Группа СОК в дальнейшем намерена сосредоточиться на развитии других направлений бизнеса». […]

В ЗАО «ВАЗТраст» (пишется именно так!) сторонам принадлежало по 50%, соответственно, купивший долю «СОКа» становится совладельцем компании в паритете с «АвтоВАЗом». При равных долях определить, кому принадлежит компания де-юре затруднительно, тут всё решают конкретные управленцы. В совете директоров «ВАЗТраста», по состоянию на начало 2010 года, шесть человек, причём четверо из них — вазовцы (вместе с председателем Эдуардом Вайно), и только двое — «соковцы». Чьи интересы блюдёт директор «ВАЗТраста» Валерий Щукин, бывший директор «Рос-лады» и член советов директоров многих других «соковских» предприятий, думаю, пояснять не надо. Так что и тут получается почти паритет. Но дело в том, что на конкретных предприятиях, входящих в состав ЗАО «ВАЗТраст», администрации лояльны «СОКу». Так что покупка оставшейся доли этого ЗАО — это не столько вопрос собственности, сколько возможность сделать кадровые перестановки на всех предприятиях холдинга, переподчинив его себе де-факто.

В сообщении ГК «СОК» прямо покупателя не называет. При этом все ожидали присоединения шести названных предприятий к ОАТ, подконтрольному «Ростехнологиям». Ведь совсем недавно о такой перспективе говорил Владимир Аветисян, тогдашний глава «Объединенных автомобильных технологий». Да и тенденции последнего времени, при которых в Тольятти избавляются от компонентных производств, не позволяли предполагать в покупателях сам ВАЗ. Тем более, что это никак не вписывается в его «Стратегию-2020»: ни по финансам, ни по идеологии. ОАТ со всех точек зрения — оптимальный вариант (правда, в последнее время ОАТ «трясет»: встал Сердобский машиностроительный завод, что сразу аукнулось проблемами на самом ВАЗе).

Начальник управления по связям с общественностью Группы «СОК» Дмитрий Румянцев назвать покупателя отказался, сославшись на некие обязательства перед ним. Сказал только, что «сделка была денежной (не бартерной) и устроила обе стороны». Другой источник в ГК СОК был более категоричен: это не ОАТ. И посоветовал поискать ответ в списке фамилий членов совета директоров ЗАО «ВАЗТраст».

На самом деле, совершенно неважно, какое юрлицо стало владельцем 50%-ной доли «ВАЗТраста», очевидно, что оно сделало это в интересах ВАЗа. Косвенно это подтвердил и директор пресс-службы ВАЗа Александр Шмыгов. Он сказал буквально следующее: «Завод к этой сделке напрямую непричастен, она нам невыгодна. У всех предприятий, входящих в «ВАЗТраст», довольно большие долги, и нет смысла брать по ним обязательства. Но ВАЗ в будущем возьмёт эти предприятия в управление».

Значит, покупателем стал тот, с кем уже есть договоренность о передаче управляющих функций. Таким образом, масштабная операция по нейтрализации влияния Юрия Качмазова на ВАЗ завершилась, и завершилась блестяще. Вероятнее всего, покупку оформили на постороннюю фирму, какое-нибудь ЗАО «Пупкин и сыновья», которое немедленно начнет действовать в интересах Тольятти. В качестве «Пупкина» может выступать любой из четырех названных членов совета директоров «ВАЗТраста», там на каждом «висит» по множеству юрлиц. Официальная сумма сделки тоже не важна, скорее всего за ее рамками остались более существенные выплаты.

Однако на этом точка в истории с «СОКом» не поставлена! У самарцев еще остались автомобильные активы: белеебеевский завод «Автонормаль» (ОАО «БелЗАН») и самарский «РосАвтоПласт». Оба в свое время были поставщиками ВАЗа, но сейчас их поставки на тольяттинские конвейеры свелись почти к нулю. Поэтому ВАЗу они неинтересны, и «СОКу» придется искать на них других покупателей. «Поиск идет», — подтвердил Дмитрий Румянцев. […]

Другие материалы раздела:
Вывод активов с ИжАвто
Уголовное дело о банкротстве
Качмазов в фед. розыске
Заочные аресты
Фролов задержан в ОАЭ
Проклятие Грефа

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru