Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 20.04.2013, Фото: "Коммерсант"

Илье Пономареву не стоило платить на слово

СКР подозревает фонд "Сколково" в растрате $750 тыс. на лекции и работы депутата

Владислав Трифонов

Compromat.Ru
Алексей Бельтюков
Вчера Следственный комитет России (СКР) возбудил очередное дело о махинациях в "Сколково". На этот раз его фигурантом стал вице-президент фонда Алексей Бельтюков. По версии следствия, он незаконно заплатил $750 тыс. депутату Госдумы от "Справедливой России" Илье Пономареву за научную работу и лекции. Фигуранты расследования уверены в законности своих действий и политической подоплеке расследования.

Договоры, которые легли в основу возбужденного в отношении вице-президента "Сколково" уголовного дела, были заключены между Алексеем Бельтюковым и депутатом Госдумы Ильей Пономаревым в 2010-2011 годах. Согласно этим соглашениям, Илья Пономарев должен был подготовить научно-исследовательскую работу на тему "Коммерциализация технологий и международное продвижение российских инновационных компаний", а также прочитать курс из десяти лекций, стоимость которого была оценена фондом в $300 тыс. Общая же сумма контракта с депутатом, являющимся советником президента "Сколково" Виктора Вексельберга, составила $750 тыс.

При этом следствие считает, что лектору Илье Пономареву явно переплатили. Гонорар в размере $30 тыс. он, например, получил за выступление на санкт-петербургской конференции, посвященной электронному правительству, которая состоялась 1 сентября 2011 года. Его доклад на тему "Защита интеллектуальной собственности" длился всего 17 минут. А депутатское выступление в рамках круглого стола в Общественной палате 30 сентября 2011 года, которое также приводится в отчетах в качестве примера выполнения контракта, по версии следствия, "продолжалось вообще 12 минут". Помимо этого, отмечают в СКР, "не подтверждается информация о якобы прочитанной Ильей Пономаревым лекции в Томском университете" — по информации следствия, 27 октября 2011 года, когда она "состоялась", согласно контракту, депутат вообще не был в этом вузе. При этом "Сколково" полностью оплатило контракт — как отмечают в комитете, последний платеж датирован 15 февраля 2012 года, по которому на счет "эсера" было перечислено 9 млн руб.

В СКР подчеркнули, что в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении вице-президента "Сколково" по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата в особо крупном размере), будет дана полная правовая оценка действиям Алексея Бельтюкова. Для этого, в частности, уже назначено несколько экспертиз. Однако уже сейчас следователи не сомневаются, что вице-президент Бельтюков незаконно распорядился бюджетными средствами, а "растрату пытался завуалировать, заключив от имени фонда договоры с господином Пономаревым".

[Лента.Ру, 19.04.2013, "Деньги отмыты простейшим способом": Согласно копии отдельных листов документа, опубликованной в блоге Игоря Лебедева, со стороны «Сколково» договор подписал Павел Королев, который тогда возглавлял аппарат фонда и занимал пост вице-президента. Сейчас он работает заместителем министра экономического развития. — Врезка К.ру]

[ilya_ponomarev, 20.04.2013, "По поводу уголовного дела в адрес Алексея Бельтюкова и о судьбе инноваций в России. Need help, RT!": Претензии к Алексею Бельтюкову вообще нельзя признать обоснованными, потому что на момент заключения договора (сентябрь 2010 года) он в Фонде Сколково не работал вообще. Алексей сопровождал этот контракт, принимал работу, но не принимал решения о его заключении. […]
Кто-то сказал, что из отчетных точек я не был в Томске. Вот фото той самой конференции "Интернет для бизнеса" в 2011м году, где у меня был доклад. КЦ ТГУ, город Томск. Я в первом ряду. Полный зал, онлайн трансляция. Фото себя выступающего не нашел, но не сомневаюсь, что оно есть в мэрии Томска, которая соорганизовывала мероприятие. И так все их "доказательства". — Врезка К.ру]


Помимо деятельности работника "Сколково" следствие намерено изучить также "тематику, содержание и научную ценность лекций господина Пономарева", проверив попутно информацию о наличии у депутата высшего образования на период заключения с ним контрактов (он получил его в 2011 году), а также оценив "новизну и обоснованность научных предложений, сделанных господином Пономаревым в его научно-исследовательской работе".

Стоит отметить, что договорами, заключенными между фондом и депутатом, в СКР заинтересовались после обращения другого депутата Госдумы, Владимира Жириновского, просившего проверить данные о незаконном участии его коллеги в предпринимательской деятельности, которая запрещена для членов нижней палаты.

Вице-президент "Сколково" Андрей Бельтюков уверен, что депутат Госдумы Илья Пономарев получил деньги из фонда законно и никаких нарушений со стороны "Сколково" не было. "Мы действительно нанимали господина Пономарева и платили ему, но считаем, что это было сделано абсолютно обоснованно",— отметил фигурант расследования, подчеркнув, что не сомневается в желании следствия "установить истину". Но истина, по его мнению, заключается в том, что здесь не было "никакой уголовки". Солидарен со своим работодателем и господин Пономарев. "Никакого события преступления во всем этом нет и быть не может",— заявил он, подчеркнув, что $750 тыс., полученных им от "Сколково", были задекларированы. "С точки зрения закона все абсолютно чисто, никакой коррупции в фонде "Сколково" нет,— уверен депутат.— Это один из немногих государственных проектов, в котором все абсолютно нормально. Очень печально, если его (фонд.— "Ъ") будут убивать в политических целях".

В СКР, в свою очередь, напомнили, что расследование ведется только по фактам нецелевого расходования бюджетных средств, которое невозможно оправдать никакой политикой.

***
Оригинал этого материала
© lebedev-ldpr, 19.04.2013

Какие доходы отмыл Илья Пономарев?

К нам в руки попали документы о некоторых доходах известного «борца за правду» Ильи Пономарева. «Попали» — конечно, сильно сказано: данные сведения не являются тайной, о них уже вовсю пишут в СМИ. Налог с этих доходов уплачен и сами они задекларированы — как минимум, частично, если верить «Известиям». Смущает сумма в $450 000 и «работа», за которую эти деньги получены.

Также смущает источник — фонд «Сколково», который совсем недавно обыскивали. Но главное, конечно, «научная» работа, за которую выплачена сумма, сравнимая по величине с Нобелевской премией. Выплачена человеку, у которого в тот момент даже не было законченного высшего образования.

На что все это похоже? На «отмывание»! Кто-то заплатил Пономареву за что-то — кто и за что, еще предстоит выяснить. Деньги «отмыты» простейшим способом: «научная работа», «консалтинговые услуги» и прочая торговля воздухом — обычные формулировки в подобных случаях. Подчеркиваю: я сейчас не берусь гадать, какие реально услуги и кем оплачены Пономареву в таком гигантском размере. Но это, скорее всего, не имеет отношения к науке.

Добавлю, что когда Пономарев неожиданно для многих вдруг стал «системным» политиком в 2007 году, его благосостояние вдруг резко возросло. Поговаривали (я не настаиваю на точности этих сведений), что известный политический «решатель вопросов» Станислав Белковский привел Пономарева в Справедливую Россию, которая тогда нуждалась в популярных публичных персонах «левого» толка. И СР банально «купила» Пономарева, как футбольные клубы «покупают» игроков.

Если это верно, то Пономареву не впервой получать «теневые» доходы. Интересно, через что он тогда «отмыл» деньги? Впрочем, предоставим отвечать на этот вопрос компетентным органам. Я же со своей стороны добавлю к материалу «Известий» несколько документальных подтверждений.

1. Первый лист отчета. Видно, что речь идет о НИР — научно-исследовательской работе.

Compromat.Ru

2. Фрагмент Договора на 1-й этап работ. Стоимость одного этапа — $150 000

Compromat.Ru

3. Фрагмент Дополнительного соглашения. Внизу общая сумма в $450 000

Compromat.Ru


***
Оригинал этого материала
© "МК", 20.04.2013, Фото: "Известия"

Илья Пономарев — о деле "Сколково": "Я читал лекции в закрытых клубах, мне заплатили в 10 раз меньше рыночной цены!"

Михаил Зубов, Инна Григорьева, Сергей Егоров

Compromat.Ru
Илья Пономарев
[…] «МК» позвонил депутату Илье Пономареву. […]

— Как называлась выполненная по договору со «Сколково» научная работа, сколько человек с ней ознакомились и где ее можно прочитать?

— Было направление работы, оно называлось примерно так: «Коммерциализация и международная система инноваций». На выполнение этой работы в сентябре 2010 года был заключен договор на 750 тысяч долларов и он реализовывался до ноября 2011 года, когда был подписан последний акт. В рамках этого направления было 4 этапа, то есть 4 типа деятельности. На каждом этапе были предусмотрены и публичные выступления, и сбор информации, и аналитическая работа. Если вас интересует опубликованный доклад, то это «Ярославский план 10-15-20: 10 лет пути, 15 шагов и 20 предостережений. Дорожная карта строительства инновационной экономики», вы его в сети легко найдете. (Мы действительно нашли. У работы 6 авторов и около полусотни соавторов и ссылки на 232 источника. Оценить объем текста по сайту сложно, но речь о сотнях страниц — авт.). Я там привлекал большое количество экспертов, нескольких нобелевских лауреатов. Не все дали согласие опубликовать свои фамилии в числе авторов, остальных вы найдете на титульной странице.

— Перечислите, пожалуйста, остальные этапы.

— Просветительская деятельность и получение обратной связи, чтобы понимать эффективность реализуемого нами проекта. Я ездил по России и другим странам мира, рассказывал, что происходит в России с точки зрения построения инновационной экосистемы, рассказывал про опыт, который у нас накопился. Я имел полный объем информации по этому поводу потому что в Госдуме был руководителем программы технопарков. И собирал точки зрения аудитории на свою информацию. Нас интересовало в первую очередь, как разные аудитории могут себя реализовать в рамках этой российской программы? Что мы должны сделать, чтобы дать им больше возможностей?

— А что это за аудитории? В отчетности указано всего 10 лекций...

— Были и студенческие аудитории, и преподавательские, аудитории венчурных финансистов, и те, кто уже сейчас начали создавать инновационные предприятия в России. Была работа в закрытых клубах. Американские финансисты, например, не хотели, чтобы об их участии в семинарах было известно широкой публике, поэтому очень много мероприятий носило закрытый характер, и чтобы потом не мучиться с проверяющими органами мы вставляли в отчетность только массовые открытые лекции. В отчетности мы указали 10, в реальности — намного больше. И по итогам каждой собирали ответную реакцию. […]

— Распечатки этих лекций существуют?

— Не было какого-то единого конспекта, который я как попка должен оттарабанить. Это бы не стоило таких денег. Денег стоит собрать нужных людей, которые являются целевой аудиторией с точки зрения проекта «Сколково», а потом систематизировать обратную связь и сдать доклад руководству фонда. Я исходил из специфики и интересов аудитории. В этом смысле к каждой аудитории приходилось готовиться индивидуально и каждая лекция была уникальна.

— Вы сказали только о трех направлениях: доклад, лекции, интерактивный ответ. А четвертое?

— В силу исторических причин я имел очень хорошие личные отношения с руководством Массчусетского технологического института и убеждал их прийти в Россию. До этого они ни в одной стране мира не открывал университетов, только к себе ввозил мозги. Но мне удалось договориться и впервые в истории он вывез свои мозги в другую страну и этой страной оказалась Россия. Для этого я их привозил сюда, организовывал встречи с нашими учеными, давал аналитику того, что в России происходит. Долгая была челночная дипломатия.

— Как относитесь к обвинениям в свой адрес?

— Если сравнить деньги, которые заплачены по этому контракту с суммой, которую взяли бы в McKinsey & Company на разработку аналогичных бумаг и какая-нибудь пиар-компания на публичные мероприятия, то я думаю, что сделал эту работу раз в 10 ниже рыночной цены.

— Илья, эти 750 тысяч стоил весь проект или это ваш личный гонорар?

— Я получил эту сумму за вычетом налогов, а потом тратил на переезды, проживание и оплату экспертов, когда это требовалось.

[…] Эксперты «МК» согласны с СКР в том, что Пономареву переплатили. Так, директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков сообщил «МК», что $30 тысяч за одну лекцию длиной в 1,5 часа берут преподаватели бизнес-школы Гарварда. В России за один мастер-класс продолжительностью также полтора часа профессорам платят по 15—30 тысяч рублей.

Научно-исследовательская работа же может стоить $450 тысяч, утверждает директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. «Так, например, НИУ ВШЭ составлял стратегию социально-экономического развития Самарской области на среднесрочную перспективу, которая стоила порядка 20 млн рублей ($600 тысяч. — «МК»)», — прокомментировал «МК» Смирнов. Однако в ВШЭ сосредоточены ведущие российские эксперты и научные сотрудники, знания же Ильи Пономарева вряд ли стоят таких денег, заключил аналитик. […]


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru