Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© Новая Газета,03.11.1998

Кто начал войну в Абхазии и заказал убийство Гамсахурдиа

Подготовила Анна Кутепова

Андрей Караулов Игорь Гиоргадзе
 

- С кажите, в Грузии сегодня возможна гражданская война?

- Возможна. При условии, что Шеварднадзе на нее пойдет. Война возможна между доведенным до отчаяния народом и кучкой людей, которую возглавляет сегодняшний руководитель Грузии.

- Давайте разберемся. Два человека, находящиеся сейчас в тюрьмах, - Джаба Иоселиани и Тенгиз Китовани пригласили Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе в Тбилиси...

- Приглашение Шеварднадзе - это завершение сценария переворота в Грузии. Его сделали не Иоселиани и Китовани - они были исполнителями. Переворот в Грузии был спланирован самим Эдуардом Шеварднадзе.

- Звиад Гамсахурдиа - это тоже идея Шеварднадзе?

- Совершенно верно.

- Когда Шеварднадзе объявил вас террористом номер один после первого покушения, вы ведь могли вывести на улицы несколько тысяч своих сторонников - вооруженных людей, КГБ. Они вас обожали и, я знаю, в ту минуту были готовы идти за вами. И кто его знает, как бы развернулась ситуация. Я прямо вас спрашиваю: почему вы не пошли вооруженным путем?

- Мне не составляло никакого труда за полтора-два часа решить проблему переворота. 2 сентября 1995 года Шеварднадзе в парламенте объявил о моей отставке. На следующее утро вы узнаете из новостей, что бывший министр госбезопасности Игорь Гиоргадзе взял власть в свои руки. КГБ захватил власть! Как это будет встречено во всем мире?.. Я не только мечтаю вернуться в Грузию - я добьюсь этого. Что касается власти, кому ее передать - будем решать вместе с народом путем выборов.

- Вы верите, что выборы в Грузии могут быть честными и независимыми?

- При Шеварднадзе - нет.

- Насколько же они были сфальсифицированы (если это правда)?

- По абсолютно достоверным данным, Шеварднадзе к моменту выборов 1995 года поддерживали от двенадцати до самых оптимистических пятнадцати процентов.

- А проголосовало за Эдуарда Амвросиевича...

- За 80 процентов, если я не ошибаюсь. Делайте выводы!

- Но это же вы делали, КГБ. Если, повторяю, это было так.

- КГБ должен был противостоять этому. У меня есть свидетели, когда я говорил об этом вслух. Все сделали МВД и КГБ после того, как был отстранен от должности Гиоргадзе. Я бы не допустил этого. Если бы за всем этим следил Игорь Гиоргадзе - урны не были бы заменены на те, которые нужны были Шеварднадзе.

- Эдуард Амвросиевич говорил, что начало абхазской войны - это целиком и полностью Тенгиз Китовани. Почему вы улыбаетесь?

- Ложь несусветная. Абхазская война - целиком и полностью сценарий Шеварднадзе.

- Вы отвечаете за свои слова?

- Абсолютно. Роль Китовани - скорее роль исполнителя. А мозгом и первопричиной абхазской войны был Шеварднадзе.

...Все было как в кошмарном сне. В половине второго ночи раздается телефонный звонок (это август 1993 года). В трубке - голос полупьяного дежурного из аппарата Китовани: "Батя срочно собирает всех на совещание". И вот картина, которую я наблюдаю в бывшем кабинете первого секретаря ЦК компартии Грузии. Около сорока человек, каждый второй пьян, возбужденность, мат, неразбериха. Китовани: "О, Игорек пришел. Давай, Игорек, собирай своих людей - сколько у тебя человек? Завтра идем в Абхазию". Я не преувеличиваю! Так решалась эта война. Конечно, от меня не ждали каких-то комментариев и решений. И никуда я своих людей не посылал.

- Но ведь Шеварднадзе не было при этом!

- За те полчаса, что я там был, он звонил два раза. Шеварднадзе был не только в курсе - он торопил Китовани. Начиная войну в Абхазии, Шеварднадзе пытался отвести угрозу свержения и отвлечь внимание людей. Но вооруженных сил в Грузии не было! Вместо армии - сброд самозванцев.

- Но эта война действительно была неизбежна?

- Я до сих пор на сто процентов уверен, что войны в Абхазии можно было избежать.

- А как избежать, если парламент Абхазии фактически принимает решение об экономическом суверенитете?

- А что, Татарстан не объявлял России, что он будет самостоятельно решать свою судьбу?

Поверьте, я знаю эту ситуацию изнутри. Я знаю людей, которые приезжали к Шеварднадзе из Абхазии. Не только грузины, но и абхазы. Говорили Шеварднадзе: "Не надо войны! Хотите, мы перед вами на колени встанем?"

- То есть вы доказываете, что эта война нужна была прежде всего двум людям - Шеварднадзе и Китовани?

- Война, может быть, нужна была и другим силам, я это признаю. Но начал ее Шеварднадзе.

- Большие деньги стояли за этой войной?

- Китовани называл сумму в 50 миллиардов рублей - тогдашних. Якобы Шеварднадзе получил их за Абхазию.

- От кого?

- От России. Это абсурд! За войной крылось только желание Шеварднадзе спасти себя на посту главы государства.

- Скажите, Игорь, вы действительно хотели его убить?

- Если бы я этого хотел, сегодня вы бы интервью брали у меня на его могиле.

- Я вам идиотский вопрос задам: а что же вас остановило? Если вы - профессиональный террорист, патриот - видите, как страна погибает, я не верю, что у вас не возникает желания нажать на курок...

- Прежде всего я профессиональный сотрудник Комитета госбезопасности. И никогда этой мысли не возникало - убить. Мы хотели отстранить его от политической жизни Грузии - да, признаю! Это можно было сделать иначе: предотвратив фальсификацию выборов.

- А сам Шеварднадзе убивал?

- Да. И сегодня убивает.

- Вы можете назвать фамилии, имена?

- Кого убивал? Об этом знает вся Грузия. Начиная с его цековских времен. Если проследить его биографию - все, кто составлял ему конкуренцию или потенциально мог стать конкурентом, устранялись. Кто - физически, кто - путем интриг, кто шел в тюрьмы. Все помнят председателя Совета Министров Грузии Патаридзе. Его убийство на трассе в четыре часа утра, когда его машина врезалась в одиноко стоящий грузовик с яблоками, - полностью на совести Шеварднадзе. И я полностью отвечаю за свои слова! Если вы хотите узнать механизм, откуда все это знаю, - я сейчас не скажу. Придет время - все станет известно. Поймите правильно: люди, которые в этом участвовали, живы. У Шеварднадзе застрелился водитель, выбросился из окна секретарь ЦК Компартии Грузии. Зачем далеко ходить? Вы прекрасно знаете, что он сделал со своим другом Солико Хабеишвили.

- Вы считаете, что Солико Евтихеевича Хабеишвили, бывшего секретаря ЦК КП Грузии, убил Эдуард Амвросиевич?

- Я вам отвечу так, как знаю достоверно. Шеварднадзе дал молчаливое согласие на это убийство. Солико Хабеишвили был убит группировкой, которая имела претензии на детище Солико - Гудаури. На весь этот комплекс. Руководитель этой группировки Дато Саникидзе по кличке Дото Московский позже был застрелен за границей. И это было сделано по приказу Шеварднадзе.

- То есть вы считаете, что бандит Саникидзе запросто пришел к Шеварднадзе посоветоваться, убивать ли ему его друга Солико Хабеишвили? И Шеварднадзе дает ему, как вы говорите, молчаливую санкцию?..

- Андрей, вы прекрасно знаете, что такие разговоры так не происходят.

- Но как бандит может идти к президенту страны за санкцией убить его друга, его соратника, президента Фонда Шеварднадзе?

- Кстати, этот бандит был вхож не только в семью Шеварднадзе. У него всегда были с собой фотографии с членами семьи Президента России.

- Мне очень жаль Наину Иосифовну. Откуда она может знать, кто к ней подходит на какой-нибудь презентации с просьбой: "Можно, я с вами сфотографируюсь?"

- Совершенно верно! Дато Московский сказал Шеварднадзе, что он хочет приватизировать Гудаури. Произошло столкновение интересов. Солико Хабеишвили не мог просто так отдать этот горный отель - он его строил в свою бытность секретарем ЦК. Отдавать свое детище человеку, который на волне происходящего в Грузии стал одним из теневиков-олигархов, - нет, так поступить Хабеишвили не мог. Когда в советские времена Солико Хабеишвили заставляли дать показания на Шеварднадзе, он молчал. Но даже он не мог прикрыть всех махинаций, которые творил Шеварднадзе через свой фонд, возглавлявшийся Солико.

- Кто же взрывал Шеварднадзе тогда, когда стоявшая рядом с его машиной "Нива" взлетела на воздух? И кто стрелял в Шеварднадзе год назад?

- Человек, который находился в эпицентре взрыва мощностью полцентнера тротила, на следующий день проводит митинг, а через день встречается с премьер-министром Турции... Нужно быть не просто непрофессионалом, а идиотом, чтобы во все это поверить.

- Объясните, пожалуйста. Вот обстреливается его "Мерседес". Но ведь рядом - люди. Как же можно при таком стечении народа устроить спектакль? Да еще, как вы намекаете, самому на этом спектакле не присутствовать?

- А кто из этих людей пострадал? 29 августа не было ни одного раненого.

- Это было в августе. А в феврале были и раненые, и убитые.

- Если коротко, схема такова. Лица, которых впоследствии объявили авторами этого террористического акта и его исполнителями, были в поле зрения органов безопасности еще в мою бытность министром. Примитивное милицейское мышление Шеварднадзе подсказало его подчиненным такую идею: использовать для красивого кровавого спектакля действительно существующую группу, которая давно вынашивала план ликвидации Шеварднадзе. В эту группу был внедрен сотрудник Министерства внутренних дел Грузии, который, играя роль человека, приближенного к семье Шеварднадзе, предложил: "Я вам дам план и схему действий. Его действительно можно ликвидировать". А все остальное - инсценировка.

- Но сам-то Эдуард Амвросиевич был в машине?

- Конечно, нет.

- Опять же: когда рядом много людей, как же можно быть там - и не быть? Есть же свидетели!

- Шеварднадзе неоднократно посылал свой кортеж с места работы и обратно - порожняком, так сказать. Кортеж идет, все внимание на него. А сам Шеварднадзе совершенно спокойно на других транспортных средствах переезжает с места на место. Это практиковалось! Так было и на этот раз, поверьте мне.

- Игорь, откровенный идет разговор. Вы получали от Эдуарда Шеварднадзе задание ликвидировать Владислава Ардзинбу?

- Да.

- Почему вы этого не сделали? Вы же законопослушный человек, подчиненный...

- Я законопослушный полковник КГБ СССР. Но я самостоятельно мыслящий министр безопасности. Во-первых, если говорить о том, кто должен был пострадать за развязывание войны, - это Шеварднадзе в первую очередь. Второе. Нельзя совершить такой серьезный террористический акт и остаться в стороне. Третье. Если говорить словами героя известного фильма "Мимино": "У меня не было личной неприязни". Ну а если серьезно - то против этого были все антишеварднадзевские силы.

Я в своем министерстве проводил политику, которая явно шла вразрез с тем, чего хотел Шеварднадзе. И в этом была моя оппозиционность. Шеварднадзе меня боялся.

- Какие приказы Шеварднадзе вы отказались выполнить?

- Может быть, будет звучать несколько неожиданно для вас: по указанию Шеварднадзе я должен был отслеживать действия всех оппозиционных партий. Но, когда он понял, что интересующие его материалы к нему не поступают, он поручил эту деятельность Министерству внутренних дел.

- Скажите, пожалуйста, убийство Звиада Гамсахурдиа - тоже дело рук Шеварднадзе - Гиоргадзе?

- Вместо своей фамилии я бы поставил другую. Человек, который получил этот приказ, - жив, здоров. Человек, который приводил его в исполнение, - тоже. Все, что связано с физическим устранением Звиада Гамсахурдиа, знает небольшой круг лиц в Грузии. Эти лица обязательно скажут об этом вслух. Спецслужбы в физической ликвидации не принимали участия, хотя мы очень активно работали по установлению местонахождения Гамсахурдиа. К Звиаду Гамсахурдиа были ближе не мы, а другие лица, которым было проще это сделать. В результате это сделали его же сторонники.

- Получается, что вы перекупили этих сторонников, и они...

- Так и было сделано.

- Если в деньгах - какова была цена убийства Гамсахурдиа?

- Не такая уж большая. Сторонники, окружавшие его в последние дни жизни, видели, как он тает на глазах. И политически, и физически. И подтолкнуть к этому шагу не составляло большого труда. Там сразу было много неясностей. Человек не стреляется сверху вниз. Кстати, в комиссии, специально созданной, чтобы разобраться в этом деле и сделать официальное заявление, я был единственный, кто настаивал на проведении экспертизы. Это можно проверить по сохранившимся бумагам.

- Наивный вопрос задам: вам можно верить?

- Главное, чтобы мне поверил грузинский народ. Если наша передача выйдет в эфир, я вам буду благодарен за то, что вера в Грузии в меня увеличится - как в качественном, так и в количественном отношении. Сегодня у Гиоргадзе больше сторонников, чем у Шеварднадзе. Я это вам говорю как человек, владеющий информацией.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru