Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала, 26.04.2000

Место Березовского пусто не бывает

Петя Авен устраивается в Кремле с удобствами

Согласно инсайдовской информации «Альфа-групп», Петр Авен пытается на волне формирования политического курса Кремля закрепиться в ближайшем окружении В. Путина и играть при нем ту же роль, которую играл Березовский при Ельцине.

В истоке любого большого состояния обязательно лежит преступление. (Карл Маркс)

На сегодняшний день Авен уже установил безраздельный контроль над политическими и общественными связями своего консорциума, оттесняя от них других руководителей «Альфы», в первую очередь Михаила Фридмана. Это привело к существенному обособлению Авена среди топ-менеджмента группы.

Собственно говоря, бывший министр внешнеэкономических связей в правительстве Гайдара никогда не был тесно интегрирован в структуры, созданные Фридманом. Сюда он пришел с собственным «наделом» в виде украденной им из министерства электронной базы данных МВЭС о бывших советских активах за рубежом, оформленной в виде финансово-консультационной компании «ФинПА». Обменяв в 1993 году 50% акций этой компании на 10% акций «Альфа банка», Авен легализовался в консорциуме и создал такое доходное направление деятельности банка, как обслуживание операций с внешними долгами бывшего СССР, а также с «полуконвертируемой» валютой, к примеру: индийскими рупиями.

Украденная база данных МВЭС давала выход за рубеж, а также в высшие финансовые инстанции России, что позволяло Авену в рамках многочисленных структур Форидмана действовать достаточно автономно, не обременяя себя конкретикой обслуживания торговых сделок. Искусственно созданный пост президента «Альфа-банка» (при наличии соответствующей законодательству должности Председателя правления банка) скорее служит повышению личного статуса Авена в глазах окружающих, так финансовые потоки консорциума можно контролировать и с должности зампреда правления банка, которую он также занимает.

Депутаты в разлив и на вынос

Одним из первых шагов Авена в банке стало приглашение на должность вице-президента, курирующего общественные связи, своего давнего друга и компаньона по деликатным приобретениям высокохудожественных ценностей Александра Гафина – бывшего фарцовщика иконами, хорошо известного в кругах скупщиков антиквариата. Гафин помогает Авену пополнять коллекцию художников «серебренного века» - наиболее надежного по мнению экспертов помещения капитала. Гафин, не имея высшего образования, ходил в семинар начинающих драматургов, руководимого Михаилом Шатровым (влиятельный член московской еврейской общины, тесть Андрея Караулова), сохранил со своим учителем весьма полезные дружеские связи. Шатров ввел Гафина в демократическую тусовку, крутившуюся в начале десятилетия вокруг А. Мурашова, где вместе с нынешним главой «Росгосстраха» А. Головковым (ставленник Г. Бурбулиса) стал активным функционером. Впоследствии руководил избирательной компанией генерала Лебедя на президентских выборах-96.

В настоящее время Гафин – правая рука Авена в реализации его политических прожектов. Он координировал работу специально созданного «штаба» по проведению людей Авена (формально действующего от имени «Альфа-групп», а по существу – от своего собственного) в Госдуму, а также по избранию Путина президентом-2000. Через Гафина подобраны и внедрены в администрацию президента – В. Сурков, А. Абрамов, и А. Попов. Те, в свою очередь, с помощью бывшего депутата В. Бойко выстроили весьма прочный плацдарм в Госдума. По некоторым подсчетам, в орбите влияния «Альфа-групп» находиться до половины членов фракции «Единство» и «нардепов» (40 и 30 голов соответственно)., 15 аграриев, 7 «росрегионовцев» и 15 коммунистов. Часть проплаченных Авеном депутатов – А. Шохин, Г. Райков, В. Воротников, В. Катренко, В. Галушкин, К. Ветров, Н. Герасименко, В. Плотников – возглавляют фракции и рулят демскими комитетами. Кроме того, люди Авена формировали списки доверенных лиц Путина на местах, большинство из них подбирались с прицелом на выигрыш предстоящих губернаторских выборов.

Расставив своих людей на ключевые посты в Кремле и в ряде регионов, «альфовцы» ведут сейчас жесточайший торг с другими кланами за контроль над будущим правительством. Одним из закулисных партнеров Гафина по созданию коалиций стал известный аферист и ставленник столичной «финансовой мафии» Ашот Егиазарян, имеющий выход на коммунистов (через Ю. Маслюкова) и доказавший Авену свою лоббистскую эффективность на выборах в Думу. 

Создав глубокоэшелонированную систему политического лобби, Авен пользуется ей, прежде всего для достижения личных целей, лишь прикрываясь корпоративными интересами. Свою линию он проводит в тайне от других руководителей «Альфа-групп», в том числе от Фридмана, не посвящая их в детали своих акций и лишь периодически их результатами. И то вкратце.

Авен, Авен, где брат твой, Каин.

Сейчас в «Альфе» создалась ситуация, при которой обширные связи практически всех руководителей по сути «в темную» используются Авеном в собственных интересах. При этом он бесконтрольно пользуется средствами консорциума, вызывая нарекания топ-менеджеров по поводу «непонятного на что идущих» колоссальных средств.

В условиях врожденной скрытности и капризности нынешняя склонность Авена к конспирации приобретает гротескно-уродливые формы. Он тщательно избегает конфиденциальных бесед с Фридманом, не без основания опасаясь утечки информации о своих планах к соперничающим кланам, например, через личные связи своего компаньона – Ю. Гусмана, М. Розовского, М. Гельмана, Е. Альбац. С подозрением Авен относиться и к вице-презитеству Фридмана в РЕК, рассматривая его главу В. Гусинского как конкурента в борьбе за влияние на власть. Судя по всему, сейчас Авен считает, что московская еврейская община может нанести ущерб его политическим амбициям. Цели у них разные.

Почувствовав перспективу стать закулисным кукловодом при Путине, он едва сдерживает высокомерие, в том числе и в отношении руководителей «Альфа-групп». Нередко проявляет несдержанность в отношениях со своими компаньонами, в том числе с Фридманом, партнерство с которым приобретает весьма напряженный характер. Фридмана Авен в близком окружении брезгливо называет «унтерменшем», подчеркивая его непропорциональную фигуру и львовское местечковое еврейское происхождение. Для Авена слишком одиозными и компрометирующими стали склонность Фридмана к мелким торговым аферам и ведению бизнеса на грани закона и беззакония, а также его связи с «мелкой уголовной сошкой» в лице бывших каратистов, бригадиров «бауманского», «таганского» и иных преступных сообществ, потерпевших поражение в борьбе за сферы криминального влияния в Москве.

Демонстрируемое Авеном пренебрежение корпоративным интересами вызывает естественную ответную реакцию со стороны руководителей «Альфа-групп», провоцируя зависть и встречное недоверие. Л. Вид, утративший свои позиции в связи с резким падением влияния Черномырдина, старается не вникать в политические проекты Авена, «с неизбывной иудейской тоской в глазах» подписывая поступающие от Авена многочисленные платежные поручения. Г. Хан и С. Кукес «с головой ушли» в нефтяной бизнес, а М. Безелянский, опасаясь обострения отношений с Авеном, стал избегать общения со своими близкими ему людьми в околокриминальном бизнесе – И. Кобзоном и Ш. Калмановичем.

От контрдействий названных руководителей удерживает лишь очевидная эффективность акций Авена, а также тщательно подчеркиваемые им личные политические перспективы. Однако, при более или менее чувствительном промахе или поражении, ставячщем под угрозу утрату политических дивидендов от вкладываемых средств, атмосфера в «Альфа-групп» может измениться радикальным образом с самыми непредсказуемыми результатами для личной судьбы Авена. Основанием для этого могут стать очевидные успехи соперничающих кланов в борьбе за влияние на Путина, недостаточная представительность «Альфа-групп» в будущем правительстве, не способная дать ожидаемой экономической отдачи, либо даже критика в адрес Авена со стороны президента или его ближайшего окружения. Позиции Авена в качестве «умного еврея при губернаторе» более шаткие нежели были у Березовского при Ельцине.

По данным аппарата «Альфа-групп», внутренняя напряженность в консорциуме оказывает разлагающее влияние на деятельность службы безопасности. Ее руководители, набранные в основном из высших чинов милиции, избегают встревать в дрязги руководства, по старинке, замыкаются, прежде всего, на Фридмана, и в то же время не могут не замечать растущего политического влияния Авена. И в то же время не верят в прочность этого влияния. Насаждаемая тотальная конспирация объективно требует создания, находящейся под личным контролем Авена, параллельной спецслужбы, и это чревато дальнейшем обострением вялотекущего конфликта в руководстве. Поэтому сотрудники службы безопасности подчас избегают докладывать острые материалы по внутри корпоративным вопросам, появляющиеся в их поле зрения, поскольку не хотят становиться источником дополнительных трений между руководителями «Альфа-групп». Кто тогда кого победит еще бабушка надвое сказала. Им это надо?

 
Другие материалы раздела:
Место БАБа пусто не бывает
"Альфа" штурмует Кремль
Берегись! Работает "Альфа"
"Альфа" захватывает Думу

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru